Строили и будем строить

В минувший понедельник премьер-министр РФ Владимир Путин дал старт строительству железной дороги Кызыл – Курагино, очередному крупнейшему транспортному проекту.

Церемония открытия строительства прошла на свежем воздухе, недалеко от столицы Тувы, на правом берегу Енисея, в местечке Бобровый источник. Свежий воздух бодрил, температура приближалась к - 40. Путин был без шапки... Зато строители тепло приняли премьера, просили сфотографироваться на память и приезжать к ним в гости чаще. Премьер насчет повторного приезда не возражал, взял кувалду и лично забил серебряный костыль в первое звено железнодорожной трассы, тем самым положив начало строительству более чем 400-километровой магистрали.
Строительство железной дороги – проект государственно-частного партнерства. Строительство магистрали Кызыл – Курагино позволит создать около 15 тыс. рабочих мест и увеличит налоговые поступления в федеральный бюджет до 13 млрд рублей. В процессе строительства предстоит возвести порядка 170 мостов и тоннелей. Общий объем инвестиций в проект составит 136 млрд рублей, большую часть из них (85,7 млрд рублей) вложит Енисейская промышленная корпорация. «49 из них выделит государство», – заверил Владимир Путин.
Дорога позволит ввести в хозяйственный оборот месторождения Кызылской группы железорудных месторождений, а также медно-золоторудных месторождений на юге Красноярского края, активизировать работы по добыче и транспортировке угля из Тувы. Планируемые объемы перевозок – 12 млн тонн в год, в том числе железорудного концентрата – 2 млн тонн, угля – 10 миллионов. Трасса радикально изменит жизнь населенных пунктов на ее 400-километровом протяжении.
Жизнь полна совпадений, многие из которых символичны. В этот же понедельник, 19 декабря, Леониду Брежневу исполнилось бы 105 лет. Генсек Брежнев находился у руля страны 17 лет. В числе наиболее грандиозных проектов за это время – всесоюзная ударная стройка БАМ. В 1977 году была сдана в постоянную эксплуатацию линия БАМ – Тында, а в 1979 году линия Тында – Беркакит. Вдоль дороги появились и живут сегодня новые города. Чтобы ни говорили скептики про БАМ сегодня, это нужно очень не любить Россию, чтобы не замечать очевидного: эта стройка сыграла свою роль в развитии страны.
В 2000 году президентом России страна выбрала Владимира Путина. В каком состоянии было «принятое хозяйство» – без комментариев. Наследие «лихих девяностых» мало походило на благополучный застой... «Путину досталось потерянное управление страной, клановость, олигархия, внутренние конфликты, сепаратизм, преступность, война в Чечне, отсутствие места России во внешней системе координат», писал кандидат экономических наук Арсений Яценюк. Как понимаете, новому президенту не пришлось кувалдой бить по костылям, главное – уследить, чтоб не растащили последние рельсы...
Главное, что сделал Путин за десятилетие, – вернул авторитет государству. Он остановил развал экономики, развернув ее в направлении развития. Возвратил населению страны чувство достоинства и веру в прогресс. Слова эти общие, но отвечающие сути дела. А если вернуться к рельсам и шпалам (а почему бы и нет?), то и здесь уже можно говорить не в общем, а «пройтись по конкретике».
Экономистами подсчитано: затратив 1 рубль на строительство железной дороги или моста, государство стимулирует производство ВВП на 3 рубля. Инфраструктурные проекты также помогают решить проблему безработицы. Вообще расходы на них в антикризисных пакетах стран «двадцатки» занимают примерно треть. И даже смешно напоминать, что результатом строек оказываются вполне реальные дороги. Вспомним – сеть федеральных автострад в Америке построена Рузвельтом во времена Великой депрессии. Ну да волгоградцев, к примеру, убеждать в том не надо. Проезд по открытому через Волгу долгожданному мосту, пуск второй очереди скоростного трамвая красноречивей всех экономических выкладок. Не надо по этой же причине убеждать и муромцев, нижегородцев, ульяновцев, саратовцев...
Вот только несколько примеров реальных дел нового времени. Если хотите, эпохи. В которой живем, и в которой жить нашим детям.

Крупнейшие объекты транспортной инфраструктуры РФ, запущенные в 2001-2011 гг.

2011 г. – Пуск участка Сковородино – Томмот – Нижний Берестях Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ), частично действующая (на участке), частично строящаяся (на участке Томмот – Якутск) железная дорога, связывающая Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с Якутией. Крупнейшая железнодорожная стройка России трех последних десятилетий, с учетом продолжения ее от города Нерюнгри далее на север.
2010 г. – автотрасса Чита – Хабаровск, строительство которой начали аж в 1978 году. Трасса проложена по территориям Забайкальского края, Амурской и Еврейской автономной областей. Она связывает дорожную сеть Дальнего Востока с остальной страной, являясь составным звеном самой протяженной в мире государственной автомагистрали Владивосток – Москва – Санкт-Петербург (около 10 тысяч километров). В мировом масштабе это транспортный коридор Париж – Берлин – Варшава – Москва – Владивосток с выходом на азиатские страны.
2009 г. – железнодорожный мост в городе Камень-на-Оби в Алтайском крае. На 70 процентов увеличил пропускную способность Среднесибирской магистрали, сократил время доставки грузов из юго-восточной части Азии в Россию и Европу.
2009 г. – мостовой переход через реку Волгу в Ульяновске (начат в 1980 году). Цель строительства – создание основы нового направления в международном транспортном коридоре «Транссиб», улучшение транспортного обслуживания Среднего Поволжья.