Тарифы на электричество и коммунальные услуги вырастут

Со второго полугодия следующего года тарифы на электричество и коммунальные услуги для населения вырастут в среднем на 6 и 12% соответственно. При этом граждане будут понимать, за что они платят, и смогут обоснованно предъявлять претензии для перерасчета.

Об этом заявил глава Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков. По его словам, будет работать следующая схема: в первом полугодии рост тарифов будет нулевым, а изменения последуют с июля 2012 года «с последующей дополнительной индексацией в сентябре» – в той части, которая касается «коммуналки». При этом рост тарифов на электричество для сбытовых компаний в электроэнергетике и предоставляющих услуги организаций в «коммуналке» будет несколько больше (около 11-15%).
Вместе с тем граждане страны будут не только четко понимать, за что они платят, но и, что называется, в режиме онлайн контролировать изменение тарифов. Сейчас на сайте ведомства запущен калькулятор цен в электроэнергетике. Помимо «электрокалькулятора» к новому году будет разработан и введен в действие «федеральный коммунальный калькулятор», по которому можно будет проверить адекватность выставления коммунальных счетов. «Сейчас подобные региональные калькуляторы уже действуют, например, в Ульяновской области, мы же хотим сделать вариант для всей страны», – поделился планами глава ФСТ.
Для обеспечения большей прозрачности в том, что касается выставления счетов за услуги ЖКХ, Минрегион разработал типовую форму расчетного документа за коммунальные услуги в рамках реализации подписанного правительством весной 354-го постановления. «Мы думаем, что эта форма через год должна стать обязательной для всех организаций, которые оказывают такие услуги населению. Она четко разграничит их виды», – отметил он. По его мысли, недобросовестные управляющие компании при новой квитанции будут лишены возможности завышать цены на услуги.
В ней граждане увидят четыре блока услуг. В первый будут входить те дополнительные услуги, пользование которыми решили ввести сами жильцы на собрании собственников. Это может быть автомобильная стоянка, например. Второй блок – стандартные персональные услуги для конкретной квартиры. Третий – услуги, связанные с местами общего пользования, – уборка, освещение подъезда, мусора. И, наконец, к четвертому блоку относятся прочие услуги (радиоточки, коллективные антенны, кабели и так далее).
Подобная мера полезна еще и тем, что недобросовестные управляющие компании при наличии такой квитанции будут лишены возможности оперировать ценами на услуги в выгодную для себя сторону, что возможно сейчас, когда все платежи, что называется, практически свалены «в одну кучу».
На прошедшем в марте этого года Госсовете была поддержана инициатива и роздан ряд соответствующих поручений, касающихся подключения всех российских организаций, выполняющих регулирующие функции, к единой системе ФСТ России. «Она работает и нормально функционирует сейчас, но пока полноценно подключены только несколько регионов», – рассказал Новиков. В их числе он назвал Ростовскую, Тульскую, Ульяновскую области и Санкт-Петербург. При этом еще 20 регионов близки к подключению, по остальным же еще предстоит очень большая работа.
Причина, по мнению главы ФСТ, – в самих регионах. Для полноценного выполнения функций должно быть достаточно ресурсов, в том числе и человеческих, а в некоторых республиках СКФО, например, есть регионы, где всего 6 человек занимаются подобными вопросами – «этого мало, исходя из объема задач», – признал Новиков. К тому же, добавил он, у нас более 4000 организаций, тарифную деятельность которых ведомство должно контролировать, и крайне ограниченные сроки для принятия решений по ним.

По материалам «Российской газеты».