Тепло и дорого

Коммунальные проблемы сегодня одни из самых злободневных в областном центре. У некоторых жильцов, как оказалось, платежи за услуги ЖКХ подросли не только за счет появления общедомовых затрат, изменения нормативов потребления, увеличения тарифов. В отдельных случаях причиной роста коммунальных затрат стали приборы учета, установка которых по логике вещей должна приводить к обратному результату.

Жительница дома по улице Кирова, 120 в Волгограде Зинаида Рогачева в большом недоумении: коммунальщики за декабрь 2012 года насчитали ей за отопление сумму, которая в два раза превышает предыдущий платеж. Когда она развернула квитанцию, говорит, сначала даже подумала, что это какая-то ошибка. В соответствующей строке волгоградки стояло 1825 рублей! И это за квартиру площадью неполных 55 квадратных метров.

– Кошмар да и только, даже слов нет, – еле сдерживает эмоции Зинаида Рогачева. – Ведь руководство нашей управляющей компании всего лишь несколько месяцев назад разъясняло нам важность установки общедомового прибора учета на тепло. Нам доказывали, что это самый лучший способ оптимизировать плату за отопление. А получилось наоборот – платежи теперь просто огромные. Никакой пенсии не хватит, чтобы рассчитаться.

Причину этого курьеза пенсионерка попыталась выяснить в своей управляющей компании – ООО «ЖЭК Советского района». Однако получила весьма пространный ответ. Мол, на улице в декабре было холодно, потому и пришлось израсходовать на дом много тепла.

Мы со своей стороны также пытались разобраться, почему затраты на отопление у волгоградской пенсионерки оказались столь высокими. Но и нам добиться чего-то более обстоятельного не удалось.

– В середине 2012 года на этот дом был установлен прибор учета тепла, – рассказал генеральный директор ООО «ЖЭК Советского района» Андрей Земцов. – Теперь платежи выставляются в соответствии с его показаниями. А чем ниже температура воздуха на улице, тем больше расходуется тепла на отопление, соответственно тем выше эти затраты.

Вместе с тем Зинаиде Рогачевой и ее соседям так и осталось непонятным, каким же образом они смогли израсходовать столько тепла. Конечно, в декабре были морозы. Однако держались-то они не так уж и долго. А если морозным выдастся весь месяц, платежи, получается, еще вырастут в разы? И разве раньше, когда все платили по нормативу, подобных температур в городе не было? Не может быть, чтобы при расчете старых нормативов подобное не учитывалось.

– Сказать определенно, обоснованно или нет жильцам выставили платежи за отопление в декабре, можно только после проверки, – говорит начальник контрольно-аналитического отдела инспекции Государственного жилищного надзора Волгоградской области Татьяна Гордеева. – Для того чтобы выяснить, соответствует ли обозначенный в платежных документах объем потребления тепла фактическому, следует прояснить ряд моментов. В полной ли мере была соблюдена процедура снятия показаний общедомового прибора учета, введен ли счетчик в эксплуатацию, каковы его показания – начальные и текущие, правильно ли применялась формула расчета потребленного тепла и другие. Если окажется, что были допущены какие-либо нарушения, управляющая компания обязана сделать перерасчет платежей.

Если же все расчеты были выполнены без нарушений, то скорее всего причина столь высоких платежей – в низкой энергоэффективности дома. Однако в этом случае, как требует ФЗ № 261 об энергосбережении, управляющая организация должна разработать мероприятия по повышению энергоэффективности многоквартирного дома.

– В частности, в законе говорится, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должны включаться требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, – отметила Татьяна Гордеева.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома – управляющая организация, не реже чем один раз в год обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в доме. При этом должны указываться расходы на их проведение, объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и срок окупаемости предлагаемых мероприятий. Меры могут быть самые разные – от починки разбитых окон до утепления наружных стен и установки энергосберегающих стеклопакетов. Они должны быть доведены до сведения жильцов и реализованы на основании их решения.

– Дом считается подготовленным, если вовремя устранены все пункты так называемой «дефектной ведомости», – подчеркивает заместитель председателя правительства Волгоградской области Валентина Гречина. – То есть приведены в порядок окна в подъездах, входные двери, фасад, цоколь и отмостка. Особое внимание обращается на состояние кровли и инженерных систем.

Но волгоградским коммунальщикам, похоже, нужно особое напоминание, для того чтобы приступить к подобной работе. При этом жильцы должны помнить, что выходить на контакт с представителями управляющей компании гораздо эффективнее при помощи совета дома, который должны выбрать они сами и который будет отстаивать интересы всех. О том, как жильцам создать эффективный орган управления и научиться защищать свои права и интересы, можно узнать на специальных семинарах, которые проводит Волгоградский учебно-курсовой комбинат, тел. 35-27-32.

По вопросам начисления платы за жилищные и коммунальные услуги следует обращаться в инспекцию Госжилнадзора Волгоградской области, тел. (8442) 35-21-50.