Территория добра

Недавно на храме Святого Праведного Иоанна Кронштадского был установлен центральный купол. Он олицетворяет небесный свод над миром. А задача церкви, сконцентрированного образа мира, – собирать людей. Но всегда ли легко сделать первый, самый непростой шаг к вере? Об этом наш разговор с настоятелем храма Иоанна Кронштадского иереем Олегом (Иващенко).

– Батюшка, что чаще всего приводит человека в церковь?

– Люди приходят сюда по разным причинам. Бывает, что их побуждают к этому скорбные обстоятельства – болезнь, неприятности, смерть близких людей. Но меня привело к Богу не несчастье, а радость. До службы в армии я даже не помышлял, что стану священником, а демобилизовавшись, сразу же пришел в храм. Это было потребностью души – поблагодарить того, кого я еще не знал, за то, что вернулся домой живым и здоровым.

К слову, нисколько не жалею, что прошел ту нелегкую армейскую школу. Поначалу я заходил в церковь, как многие, просто поставить свечку, потом со временем выстаивал всю службу. Пока однажды не понял, что не мыслю себя без литургии. Случайно узнал, что есть такой Царицынский православный университет, куда мы поступили вдвоем с супругой: я – на богословский, она – на певческий факультет.

Большинство людей чисто интуитивно ощущают, что Бог существует. Они признают, что «что-то такое там есть». Другие, считая себя верующими, говорят: «Бог у меня в душе» – и не ходят в церковь. Это правильно?

– Христос, так или иначе, стучится в сердце каждого человека. И у каждого в тот или иной момент бывает острая потребность в духовной поддержке. Важно, чтобы найти ее именно в нужном месте.

А «помощь» на все случаи жизни нам предлагается повсюду. Достаточно открыть любую газету, а там «провидица Ольга предлагает решение всех ваших проблем» или «баба Дуня снимает порчу и поможет вернуть любимого». В книжных магазинах свободно продаются брошюры, помогающие обрести душевный покой, различные пособия по черной и белой магии.

Кроме того, существует великое множество разных сект и религиозных направлений. Одни говорят: «Истина здесь», а другие: «Нет, здесь!» И куда податься бедному человеку? Растерянный, он думает: «Раз нет никакой ясности, пусть уж лучше Бог будет у меня в душе».

Но на земле живут миллиарды людей, и что получится, если у каждого будет свое представление о Творце? А ведь истина одна, и она заключена в Священном писании, смысл которого можно обрести только в церкви.

– А случается так, что человек хотел бы, но по каким-то причинам не решается прийти в храм. Что-то ему мешает, или он просто стесняется. Как быть?

– Я часто провожу беседы перед крещением и вижу таких людей, они – как свернувшиеся в клубок ежики, испуганные, недоверчивые. Многих отпугивает реакция на новичков со стороны прихожан.

Часто слышу: «Здесь злые бабушки: ругают, делают замечания». Мы, священники, постоянно проводим беседы с прихожанами и продавцами церковных лавок, объясняя, что так делать нельзя! Мне, например, повезло – я сразу встретил добрых, отзывчивых людей, которые помогли найти свое место в храме.

Но все же не стоит забывать, что церковь – это больница. Попадая туда, мы видим страждущих людей, переполненные больничные палаты, кровь и страдания. А здесь собрались те, кто обременен грехами, как невидимыми болезнями. Можно ли ожидать, что человек, испытывающий душевные муки, будет приятным в общении?

А вообще, как говорит патриарх Кирилл: «Каждый христианин при желании может найти близкий ему храм и «своего» священника, который ответит на все его вопросы». Это очень важно. В нашем приходе, например, пастырские встречи проводятся дважды в неделю.

Вообще, нужно понимать, что священник не какой-то там «чиновник в рясе». Мы все, даже облаченные в сан, здесь не хозяева, а всего лишь присматривающие за Домом Божьим. Православие не делит людей на плохих и хороших. И каждому, сюда приходящему, мы должны быть рады. Пусть он чего-то пока не понимает и одет не совсем, как полагается. Главное, что Господь его сюда привел…

– Я заметила, что многие идут в церковь не вообще, а к тому или иному «особенному» батюшке.

– Раньше на Руси, если возникали какие-то неразрешимые проблемы, люди не прибегали к целителям и колдунам. Они обращались прежде всего к своему духовнику.

В такой привязанности нет ничего плохого, если человек отдает себе отчет в том, что он приходит в храм не к какому-то, пусть и прекрасному, человеку, а в первую очередь к Спасителю.

– А не грех ли просить о даровании свыше, положим, богатства? Христос, помнится, говорил, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в рай...

– И богатство может быть благословенным даром. В самом этом слове присутствует корень: «бог». Вредно только его обожествление, принесение в жертву других или самого себя. Это когда человек работает дни и ночи, забывая обо всем, о том, например, что день седьмой должен быть посвящен Отцу нашему Небесному.

Помню, профессор философии, который читал лекции во Франции, рассказывал мне о местном менталитете: «Там люди работают не покладая рук, чтобы купить машину, на которой они будут ездить на работу». Получается какой-то замкнутый круг, из которого нет выхода.

– К сожалению, мы все вынуждены сейчас жить в жестком режиме, когда нужно все успевать. Сколько же времени необходимо уделять ежедневной молитве?

– Хотя бы 10-15 минут утром и вечером постарайтесь посвятить чтению молитвенного правила. Тем, кто недавно пришел к вере, нужно начинать с посильного…

– Многие не приемлют православия из-за того, что его догматы представляются оторванными от жизни. Как, например, молодым создать семью, найти подходящего партнера, если предварительно не пожить в так называемом гражданском браке? А церковь это называет «блудным сожительством».

Печать ЗАГСа сама по себе ничего не дает, но она призывает к ответственности. Конечно, официальная регистрация далеко не гарант долгой счастливой жизни и венчание не оберег. Но скорей свидетельство того, что мужчина и женщина созрели для серьезных отношений.

Меня часто спрашивают: «Как узнать, что это именно тот человек, с которым стоит связывать свою судьбу?» Но для того чтобы это понять, не обязательно пропускать его через призму близости. Парадоксально, но факт: поспешная близость не приблизит человека, а только его отдалит. Если тот, кто рядом, желает всего и сразу – задумайтесь. Нужен ли будет брак тому, кто и так уже все получил?

В дореволюционной России количество разводов не превышало 3%, а ведь тогда не принято было перебирать партнеров. Сейчас мы получили свободу строить свою жизнь по собственному усмотрению. Но институт семьи от этого, к сожалению, не укрепляется…

– Главное, чтобы вас услышали. А много ли молодых прихожан в храме Святого Праведного Иоанна Кронштадского?

– У нас есть молодежная община и детская воскресная школа. Одно время я даже констатировал тот факт, что юношей и девушек на богослужении больше, чем людей старшего возраста. Что не может не радовать – значит, голос Божий и чистота православия находят отклик в их душе.

Молодежь ведь находится в постоянном поиске. А церковь всегда вне времени, здесь все так же, как и сто, и двести лет назад. Но именно она является хранительницей традиций, связующим звеном между Богом и человеком. Она дает надежду, укрепляет веру, благодаря ей не прерывается связь поколений.

Поделиться в соцсетях