ТОП-5 мистических картин Волгоградского музея

Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова хранит одну из лучших региональных коллекций живописи и графики.

В его богатом собрании есть картины, у которых репутация странных и даже мистических. Любое настоящее искусство излучает сильную энергетику. Иногда ее можно реально почувствовать. А порой с картинами связаны суеверия.

1. МИХАИЛ НЕСТЕРОВ. «До государя челобитчики»  1886 г.

Etiquette-shmetiket.blog

С каждым годом картина становится все чернее. Все труднее различить, что на ней изображено. Но почему-то фигурка красивого юноши в серебристом кафтане со свечой в руках по-прежнему ярко сияет на переднем плане. Словно лучик на фоне сгущающейся тьмы. 1886 год, когда писалась картина, был одним из самых счастливых и одновременно трагичным в жизни Михаила Нестерова. В предыдущем году художник обвенчался с Марией Мартыновской. Молодая девушка покорила его своей особой красотой, неуловимой прелестью и женственностью. Родители не давали согласия на брак. Но когда свадьба, наконец, состоялась, молодые супруги зажили душа в душу. Нежно любимая жена стала для художника и его моделью. Он писал с нее даже этого мальчика с факелом на картине «До государя челобитчики». За картину он получил большую серебряную медаль. И вдруг случилась страшная трагедия. Обожаемой супруги Марии Ивановны не стало, она умерла через две недели после родов. Появившуюся на свет малышку Ольгу отец боготворил всю жизнь и часто рисовал, тем более, с годами девочка все больше напоминала мать. А умершая супруга в памяти художника осталась вечно юной и прекрасной. Ее черты он раз за разом придавал женским образам в своих работах, изливая свое горе в живописи. Душа покойной словно тронула то место на картине, где стоит написанный с нее юноша. Удивительно – с каждым годом вся картина все больше темнеет, лишь только светлая фигурка не меркнет, как не померкли чувства художника. Прошло больше века. А она сияет, как та далекая любовь.

2. ИЛЬЯ МАШКОВ. «Портрет художника А. И. Мильмана»

Wikiart.org

Некоторые малообразованные люди шепотом называют этот портрет «дьявольским» и «сатанинским». Относятся к нему с опаской и стараются быстро пройти мимо. Стоит ли плевать через плечо? Конечно, нет. Но трудно отрицать, что портрет очень необычный. На портрете интеллигентный молодой человек, 30 летний художник Адольф Мильман. Но… Почему то у него четыре головы. В фас, в профиль и с затылка. И четыре руки  – пальцы сложены по разному. Любители конспирологии читают в них таинственные знаки. Автору портрета  – одному из первых русских авангардистов Илье Машкову – всего этого показалось мало. Рядом с Мильманом на изящном столике лежит жуткий человеческий череп. И сзади на кирпично-красном фоне Машков нарисовал еще и три лошадиных черепа в ряд.

– Это аллегорический натюрморт vanitas (от латинского слов  – суета, тщеславие), он известен еще в эпоху барокко,  – поясняет искусствовед, главный хранитель музея Ирина Кострыкина, – искусство часто напоминало человеку о бренности, но и о ценности земной жизни. Череп  – излюбленный мотив таких произведений. Машков создавал новое молодое здоровое искусство. В портрете своего ученика и друга Мильмана он подчеркнул многогранность натуры своего героя. Сделал это намеренно дерзко. И талантливо.

3. ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ. «Вечер на море»  1871 г.

Ulmus-art.ru

Ценную картину главного русского художника мариниста Ивана Айвазовского наш музей часто выставляет. И тогда нужно обязательно подойти и постоять возле нее. Приходилось слышать, что этот небольшой по размеру (68 х 57 см) холст обладает мощной положительной энергией. Находясь рядом, это можно ощутить даже физически. Мало кто знает, что художник сам по  падал в жестокую бурю и только чудом не утонул. Случилось это во время одного из его заграничных путешествий. Между Францией и Испанией, в Бискайском заливе, море разбушевалось и корабль попал в суровую переделку. Айвазовский чуть не погиб. На следующий день парижские газеты даже вышли с заголовком о его гибели. Может быть, поэтому в его произведениях страх перед стихией не побеждает до конца? Картина «Вечер на море» изображает спасение после ужасного кораблекрушения. На переднем плане нарисован плот (остатки корабля) с сидящими и лежащими обессиленными людьми. Лишь один человек гордо выпрямился – он держит в руке крест и явно благодарит провидение за избавление от неминуемой смерти. Айвазовский всегда писал море по памяти, которая у него была феноменальной. На помощь терпящим бедствие идет парусник. Вдали видны голубые горы и торжественное небо с облаками. Удивительно мощно передано состояние чуда, ведь к потерявшим надежду несчастным возвращается вера в жизнь.

4. НИКОЛАЙ РЕРИХ. «Закат»  Начало ХХ века

Волгоградский Музей Изобразительных Искусств им.И.И.Машкова

Небольшой этюд овеян дыханием старины. Высокий берег с избами и белым кубом церкви, темная стена леса. Контраст темных масс земли, леса, воды с золотистыми красками неба усиливает драматический накал картины. Кажется, вот-вот, и ты увидишь выход в Зазеркалье. Это ранняя вещь Рериха. Долгие годы она была в постоянной экспозиции, сейчас хранится в запасниках. Несколько раз музей включал ее в привозные выставки копий и подлинников Николая Рериха, и каждый раз реакция публики была беспрецедентной: шквальный интерес, массовый наплыв зрителей. Они подолгу стояли, сидели и даже медитировали у его картин. Рерих – один из тех художников, которого занимала задача выхода за пределы материального, вещественно  го мира, за пределы обыденной реальности. Даже искусствоведы признают сильное, не до конца понятное воздействие на сознание работ Рериха с их завораживающей светоносностью и цветовыми кон  трастами.

5. КАРЛ БРЮЛЛОВ. «Пери и ангел»

Cultobzor.ru

Картина ребус. Из мраморной плиты бьет родник. Невинный ребенок читает молитву. Над источником склонился рыдающий разбойник в чалме и красном плаще. Рядом на земле валяется кривая сабля. Раскаявшегося злодея поддерживает белокурая Пери в светлых одеждах с радужными крыльями. Или это уже Ангел? Пери  – волшебное существо, которое живет в цветах радуги и питается запахами роз, жасмина. Чтобы стать бессмертной, Пери нужно попасть в рай. Летая по миру, она ищет туда пропуск. Долго Пери скиталась по земле и страдала при виде злобы и жестокости. Лишь покаяние злодея открыло перед ней врата небесного сада. Эта картина мало известна в России. Но в 2006 году она в со  ставе выставки «Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею» экспонировалась в Москве. Москвичи впервые увидели полотно, и оно постоянно собирало восторженных посетителей.