“Тов. Ленин” нападал на белых по ночам

Во время Первой мировой и Гражданской войн бронепоезда представляли собой грозную силу

В наших краях они активно применялись как в борьбе белых и красных войск за Царицын в 1918?1919 годах, так и в сражении за Сталинград во время Великой Отечественной войны.

В начале минувшего века уездный городок Царицын был важным железнодорожным узлом, в котором сходились три железнодорожные ветки: Юго-Восточная, ведущая на Воронеж и далее на Москву, Владикавказская - на Северный Кавказ, и Донецкая - на Украину. Недаром из 23 поездов, имевшихся у Красной Армии в 1918 году, 15 действовали именно в районе Царицына.

Использование бронепоездов под Царицыном было первым в нашей стране опытом массированного применения этого вида военной техники, в том числе в разведывательно-диверсионной деятельности, при проведении рейдов, налетов, засад. При этом захватывались пленные, оружие, боеприпасы, продовольствие…

Так, в конце июля 1918 года в ходе налета на станцию Лог экипажем “красного” бронепоезда “2?й Сибирский” были захвачены оружие, лошади и медикаменты. Немногим позже с бронепоезда “Коммунист” вновь было совершено нападение на ту же станцию, рядом с которой находился командный пункт Белой армии. Посеяв панику среди штабных работников и высадив десант, нападающие захватили 48?линейное орудие и отступили.

В течение всей осени 1918 года при обороне красными участка фронта Гумрак - Котлубань - Иловля - Лог бронепоезд “Тов. Ленин”, перемещаясь по ночам, уничтожал железнодорожные мосты противника.

Помимо одиночных налетов, проводились и групповые диверсионные операции с привлечением экипажей нескольких бронепоездов. Так, 13 января 1919 года был проведен групповой налет красных на занятый белыми войсками пригород Царицына Бекетовку. При нем были задействованы бронепоезда “Гром”, “Черноморец”, “Брянский” и “Воля”. В результате операции были захвачены в плен два офицера и 130 солдат, изъято 12 пулеметов с патронами и отогнано 60 обозных повозок. 18 января 1919 года красными в том же составе бронепоездов, за исключением “Брянского”, был проведен налет на станцию Сарепта.

Близ той же Сарепты бронепоезд “2?й Сибирский” захватил после разведки броневой поезд Белой армии “Единая неделимая Россия”, который находился на стоянке. Сняв часовых, диверсионная группа прицепила захваченные броневагоны к своему поезду и тихим ходом отступила вместе с ними на исходные позиции.

С марта 1919 года бронепоездам в Красной Армии были приданы и воздухоплавательные отряды. В частности, совместно с броневыми силами в районе Царицына действовал 23?й воздухоплавательный отряд, имевший на вооружении два аэростата. Ему командованием была поставлена задача следить за передвижениями противника. В мае 1919 года бронепоезд “Воля” был оборудован лебедкой с тросом для запуска аэростата, с которого при подъеме на высоту в тысячу метров возможно было просматривать местность до 40 километров вокруг. Только с 7 по 24 мая состоялись 73 его успешных боевых подъема, что составило в общей сложности более 200 часов.

После окончания Гражданской войны бронепоезда как вид бронетехники стали отходить на второй план, их место при проведении боевых действий стали занимать бронеавтомобили и танки, имеющие большую маневренность и не зависящие от железных дорог. Но, тем не менее, “Боевой устав броневых сил РККА” от 1931 года прямо указывал, что “бронепоездная разведка является составной частью разведывательной деятельности войск”.

В Великую Отечественную войну бронепоезда представляли для наших войск хоть и второстепенное, но важное средство ведения боя. Однако они оказались очень уязвимы от действий авиации противника, поэтому и не сыграли решающей роли при основных сражениях, в том числе и за Сталинград.

В наши дни бронепоезда можно увидеть в основном на фотографиях в музейных экспозициях, однако актуальность их использования не теряется. Подтверждением этому может служить применение бронепоездов в период проведения контртеррористической операции на территории Чеченской республики.

Фото архив музея-заповедника “Сталинградская битва”