Три кита объединения

На заседании Совета руководителей представительных органов муниципальных образований Волгоградской области при региональном парламенте обсудили перспективу реформы по укрупнению муниципалитетов на примере города Михайловка и Михайловского муниципального района.

С 1 января 2006 года Волгоградская область одним из первых российских регионов перешла на полную реализацию Федерального закона № 131 о реформе местного самоуправления. Несмотря на очевидные плюсы преобразований, есть и серьезные недостатки. Как рассказал министр по делам территориальных образований региона Александр Давыдов, областная контрольно-счетная палата провела аудит эффективности органов местного самоуправления, и итоги этого аудита оказались неутешительны.

Так, по эффективности деятельности органов местного самоуправления, по степени решения вопросов местного значения, 324 городских и сельских поселения (или 72% от общего их количества) признаны неэффективными. Среди муниципальных районов этот показатель равен 17 (53%). По критерию доли расходов на содержание органов местного самоуправления от общего дохода бюджета 13 муниципальных образований (39%) получили аналогичную оценку. То же произошло и с 32% городских и сельских поселений.

– Выводы аудита говорят о серьезных проблемах в существующей системе территориальной организации органов местного самоуправления в Волгоградской области. Первые шаги для их решения сделаны городским округом – город Михайловка. Объединение экономического и человеческого потенциалов создало предпосылки для дальнейшего ускорения социально-экономического развития. При консолидации властей в объединенном муниципальной образовании произошла централизация сырьевых ресурсов, кадров, специалистов, что способствует более разумному и более эффективному их использованию, – считает Давыдов.

Более тщательные итоги объединения министерство намерено подвести в конце первого полугодия. Однако и предварительный анализ позволяет говорить о том, что михайловский вариант, присоединивший 14 сельских поселений к городскому округу в границах муниципального района, будет рекомендован к использованию другим городским округам.

Из 476 муниципалитетов преобразовать предлагается 215. Из них шесть городских округов и 29 муниципальных районов, в состав которых войдут 28 городских и 152 сельских поселения.

– Предложения по оптимизации уже поступили от глав городов Фролово и Урюпинска. Они предлагают объединить сельские поселения, входящие в состав муниципальных районов, с городским округом. Готовы к преобразованиям и главы Еланского, Жирновского, Калачевского, Киквидзенского, Николаевского, Октябрьского, Палласовского, Руднянского, Серафимовичского, Среднеахтубинского, Урюпинского, Фроловского муниципальных районов по объединению двух и более сельских поселений, входящих в состав одного района, – рассказал Давыдов.

Кроме того, поступили предложения от глав Алексеевского, Иловлинского, Котовского, Кумылженского, Котельниковского, Нехаевского, Светлоярского районов по передаче городскими и сельскими поселениями, являющимся административными центрами муниципальных районов, своих полномочий администрациями муниципальных районов. Согласно поступившим от глав городских округов и муниципальных районов предложений, планируется преобразовать 64 поселения.

Однако не во всех муниципальных районах найдены точки соприкосновения власти и населения в вопросах объединения. В Дубовском районе, к примеру, население не поддержало объединение двух сельских поселений. Между тем, в одном из них расходы на аппарат управления в 2013 году запланированы в объеме 72% от всего их бюджета. Непонятно, как на оставшиеся копейки сельские власти намерены решать местные проблемы?

– Конечно, насиловать никого не будем. Даже сокращение чиновников – не самоцель, – заверяет Александр Давыдов. – Но численное увеличение даст возможность участвовать в областных и федеральных программах по развитию территорий. Каждый муниципальный район должен иметь хотя бы по одному инвестиционному проекту, и когда он начнет реализовываться, тогда, по-видимому, население и поймет смысл объединения.

Взять, к примеру, ту же Михайловку. Еще до объединения с районом она представляла Минрегионразвития России свои проекты по развитию моногорода. Их отклонили, обосновав это тем, что территории у городского округа для реализации инвестиционных проектов нет. Однако на недавней встрече правительства региона, руководства Михайловки и Внешэкономбанка, где рассматривалась программа развития моногородов, семь михайловских инвестпроектов с учетом объединенной территории получили поддержку госкорпорации, и сегодня городской округ имеет возможность участвовать в федеральной программе.

– Думаю, это серьезный козырь, что объединение было не ради объединения, а ради улучшения качества жизни людей, – считает председатель правительства Волгоградской области Олег Керсанов. – При таком количестве муниципалитетов мы имеем многозвенность управления. И чем большое звеньев, тем больше ошибок, тем больше окукливается система управления внутри себя, замыкаясь от внешних факторов воздействия. Весь мир идет к глобальной экономике, а мы сегодня пытаемся замкнуться в пределах сельского поселения, в котором проживают 300 человек, из них 286 пенсионеров и 14 работающих фермеров, которые из соседнего района возят себе рабочую силу. Это неправильно. Поэтому в основу любого объединения должны лечь три главных принципа: добровольность, экономическая целесообразность и повышение потенциала территорий.

Врезка:

Из 476 муниципалитетов преобразовать предлагается 215. Из них 6 городских округов и 29 муниципальных районов, в состав которых войдут 28 городских и 152 сельских поселения.

Врезка:

В основу любого объединения должны лечь три главных принципа: добровольность, экономическая целесообразность и повышение потенциала территорий.

Поделиться в соцсетях