Трудно быть человеком

Многие родители в своих мечтах представляют своих 3-4-летних карапузов настоящими маленькими «леди» и «джентльменами». Но в жизни родные чада оказываются далеки от этого светлого образа.

Вместо того чтобы поблагодарить своего товарища по песочнице за игрушку, которой тот поделился, юный «джентльмен» – бац и этой самой лопаткой или машинкой может треснуть мальчишку по голове. А «леди» вместо «спасибо» за новое платье выдает родителям: «А почему так мало?» Мамы и папы хватаются за голову. Может, это недостаток воспитания? 
– С тем, что вежливость – штука важная, мало кто поспорит, – говорит психолог Ирина Лаврова. – Для одних родителей она ограничивается «волшебными» словами «здравствуй», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста». У других прибавляется еще необходимость вести себя тихо в общественных местах. Третьи считают, что хорошо воспитанный ребенок никогда не будет драться и не скажет взрослым грубых слов. В общем, сколько взрослых, столько и мнений. Определитесь, что такое «вежливость», какое из «волшебных» слов вы считаете главным? Поняв это, вы сможете выстроить воспитательную линию поведения.
Для мамы 5-летней Насти поход в поликлинику, в гости – настоящая мука. В поликлинике дочка, ожидая вызова врача, начинает бегать, шуметь. А на призыв угомониться, топает ножками. То же самое и в гостях. Ни минуты не посидит спокойно. Маме такое поведение Насти кажется невежливым, ведь она мешает другим людям.
Может, мама и права, но лишь отчасти. Ведь пятилетка по своей природе не может сидеть как приклеенный, ожидая очереди. Ребенку просто скучно, он ищет выход своей энергии.
– Чтобы ваш ребенок вел себя «примерно» в общественном месте, придумайте ему занятие, – советует Ирина Лаврова. – Возьмите книжку, игрушку, поиграйте с ним в тихие игры. Долгое ожидание утомляет взрослых, представьте, как тяжело оно для малыша. Если ему будет интересно с вами, время пролетит незаметно.
Когда можно начинать прививать малышу нормы вежливости? Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде и, как губка, впитывает ее особенности. Например, в одной семье принято говорить спокойным тоном, употребляя вежливые слова. Разговаривая с ребенком, мама не забывает об этих словах: «Дай мне, пожалуйста, погремушку. Вот спасибо!», «Кушай кашку. Приятного аппетита!», «Спокойной ночи, сынок!»
В другой семье эти слова практически не звучат из уст взрослых. Вместо «Спокойной ночи!» звучит «Спи!», вместо «Дай, пожалуйста!» - «Ну-ка, отдай!» Сразу понятно, в какой ситуации ребенок быстрее научится вежливости.
– Если в семье вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным для ребенка с первых месяцев жизни, – считает Ирина Лаврова. – «Волшебные» слова появятся в лексиконе рано, причем естественно, без чтения лекций и внушений. Ребенок – как скульптурный материал для оливки: что слепишь, то и будет. «Форма» – это стиль отношений в семье, а жидкий «гипс» – ребенок. Поэтому первый и главный этап в воспитании вежливости – это демонстрация правильного примера взрослыми.
– Почему ты не поздоровался с тетей Катей? Это невежливо! – мама отчитывала трехлетнего Кирилла, пока они поднимались по лестнице домой.
– А я не хочу с ней здороваться! – пыхтел мальчишка.
– Нужно всем говорить «здравствуйте».
– А я не хочу всем! Она же мне тоже не сказала!
Во время так называемого «кризиса трех лет» ребенок может временно стать совсем невежливым. В это время малыш постоянно «проверяет» родителей: а действительно ли нельзя то, что нельзя? Это происходит не из-за «вредности» или «испорченного характера», а оттого, что малышу необходимо начертить «карту местности». В этот важный период он обозначает для себя границы дозволенного и недозволенного. Именно сейчас можно научить малыша сознательно пользоваться вежливыми словами и демонстрировать вежливое поведение.
– Многое зависит от позиции родителей, – уверена Ирина Лаврова. – Для того чтобы ребенок усвоил нормы вежливости, нужно неизменно и одинаково реагировать на нежелательное поведение. Если же поведение то осуждается, то «спускается на тормозах», у ребенка не формируется четкой границы, и нормы вежливости так и могут остаться неустойчивыми.
Ребенок, перешагнув границу в 4 года, начинает относиться к нормам вежливости все более осознанно. Он перестает быть «пассивным» участником процесса. Теперь он критик, судья. Дети охотно замечают промахи других, и учатся оценивать их поведение. Подходя к воспитателю или родителям с информацией о том, что кто-то сделал что-то не так, он желает знать: правильно ли он осудил это поведение. И если взрослый подтверждает его правоту, то следование этой норме будет закрепляться в поведении самого малыша. Если же взрослый говорит: «Отстань!» или «Не ябедничай!», то малыш не получает ответа на свой вопрос, а значит, не понимает, как стоит себя вести.
И последнее, обучая вежливости, важно не переборщить. Ребенок должен уметь постоять за себя.