Турникеты с казаками и общественное презрение

Муниципалитеты накопили опыт в решении проблемы парковок, осталось только почаще его применять. Накануне полицейские задержали жителя Волгограда, повредившего несколько припаркованных во дворе автомобилей. В свое оправдание задержанный сказал, что машины мешали провезти ему на инвалидной коляске отца. Можно осудить нарушителя – бесспорно, портить чужое имущество нельзя. Вот только Интернет пестрит историями, как жильцы то и дело устраивают «суды Линча» над авто, которые заполонили дворы. В проблеме парковок и порядка на внутридворовой территории разбиралась «Волгоградская правда».

Этот вопрос актуален не только для областного центра – даже в уютном Урюпинске проблема, по словам местных жителей, имеет место.

Бордюр не разрешили пожарные

– Владея полномочиями оформления придомовой территории, мэрия законодательно разграничила и «закрепила» участки на градостроительном плане, – делится опытом заместитель отдела ЖКХ и строительства администрации Урюпинска Владимир Иванов, – каждый проживающий может узнать у председателя ТСЖ или ТОС, домового комитета, где во дворе «официальная» площадка для транспорта, где территория для детских игр. Особенных успехов в решении этого вопроса, по словам муниципального служащего, добились ТСЖ «Надежда» и ТОС «Виктория». Однако председатель ТОСа Антонина Макарова только вздыхает. "Наш успех – это лишь неусыпное взывание к совести автовладельцев", – сообщает она.

Вблизи находится детский сад, и молодые отцы тем выражают заботу, что стараются подвезти отпрысков чуть ли не к крыльцу. Даром что приходится въезжать в арку, разбивать асфальт, средства на укладку которого выделял ТОС, проезжать через зеленую зону двора. Тосовцы установили дорожные знаки, планировали даже построить бордюр с «индивидуальными» ключами-чипами, но пожарные не согласовали его установку. Поэтому Антонина Макарова считает, что решить проблему парковок во дворах можно только воспитательными методами.

Дворов с подобной проблемой в регионе наберется много. Председатель ТОС «Промышленная» из Городища Людмила Дружинина так и называет свой двор – «транзитный». "Авто едут к детскому саду, который у нас на площадке, и паркуются как вздумается, – сетует Дружинина, – получается, у нас фактически нет двора: дом и проезжая часть".

Адрес обращения – местная власть

Попробуем помочь Дружининой и позвонить в Управление ГИБДД по Волгоградской области на "телефон доверия" 30-44-44. Дежурный отвечает, что полномочий по привлечению к ответственности автолюбителей, которые паркуются на зеленых зонах во дворах многоквартирных жилых домов, у дорожной полиции теперь нет. В 2012 году в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности были внесены изменения, отменена статья 8.10 «Загрязнение территорий поселений, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств». Административная ответственность за стоянку транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями, детских площадках сейчас не предусмотрена, а значит, и законных оснований у сотрудников ГИБДД для привлечения к ответственности владельцев транспортных средств нет.

Главным адресатом, к кому можно обратиться с проблемой парковок во внутридворовых проездах, стали местные администрации.

– Мы стараемся решать не только проблемы зеленых зон, но и мест отдыха горожан, – говорит руководитель отдела по охране окружающей среды администрации Фролово Константин Щербаков, – к примеру, в городе есть Комсомольский парк. Сейчас он ухожен, приведен в порядок. Потребовалось много сил работников по благоустройству, тосовцев. Парк – это территория для пешеходов, а не автомобилей. Но, видимо, не все это понимают, – возмущается Щербаков. – На машинах подкатывают прямо к детским городкам, гоняют по дорожкам. – Мы сделали насыпь, чтобы хоть немного снизить поток авто. В многоквартирной части города власти разграничили парковочные места и места для отдыха турникетами.

Но, как признается сотрудник администрации, этих действий, равно как и инструментов воздействия, у местной власти недостаточно. Выручает старая добрая агитация – муниципальная газета публикует фотографии нарушителей. «Многие автомобилисты считают нормальным припарковать автомобиль на детской площадке (смотрите фото), – пишут журналисты, – снимки сделаны во дворах домов № 2 по ул. Ковалева, № 4 по ул. Фроловской, № 14 по ул. Революционной, № 8 и № 18 по ул. Московской, № 57 по ул. Комсомольской". Работая в таком тандеме, фроловские экологи и пресса все же добились некоторых успехов: автомобилистам как-то неудобно видеть себя в списке нарушителей, особенно в маленьком городке, где кругом знакомые и друзья.

Социальные парковки – панацея?

В Камышине и муниципальные, и частные СМИ также выступили помощниками администрации, дав широкую рекламу акции «Стопхам». Весной прошлого года «Служба охраны окружающей среды города Камышина и ЮКО «Камышинский юрт» инициировали привлекающее внимание мероприятие. На автомашины казаки приклеивали стикеры с надписью: «Мне на всех наплевать, паркуюсь где хочу».

Однако общественная работа быстро сошла на нет, хотя активисты заявляли о ее бессрочном действии, декламируя в СМИ, что «акция «Стопхам» носит системный и долгосрочный характер и постепенно перерастет в общее городское движение».

Рассматривая данные полномочия местной власти, исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области» Александр Щербань считает – только там, где есть сильный муниципальный лидер, проблема парковок будет поступательно решаться. Если муниципалитет находится на стадии кадровых управленческих перестановок, выборов – в такой ситуации весь комплекс проблем по благоустройству отходит на второй план.

– Заслуживает внимания опыт Волжского, – отмечают специалисты ассоциации, – мэр Игорь Воронин дал подчиненным задание: в кратчайшие сроки предоставить план с обозначенными территориями, где можно организовать новые стоянки. Они должны быть доступны для населения, а значит, дешевы. – Чтобы цены за парковку на стоянках были низкими, может, следует вообще освободить собственников от аренды или придумать какой-то другой механизм – пусть над этим вопросом подумают экономисты, – распорядился Игорь Воронин. Для создания новых стоянок глава Волжского предлагает привлечь к делу не только крупных инвесторов и управляющие компании, но и всех волжан, желающих заняться этим бизнесом. Смогут ли «социальные парковки» упорядочить права автолюбителей и владельцев квартир – покажет время. А еще, добавляют тосовцы-общественники, реализации планов поможет грамотно поданная идея в СМИ. В таком вопросе, как порядок во внутридворовых проездах, без пропаганды не обойтись.