У каждого волгоградца появится «менеджер здоровья»

С 1 января 2017 года в российской системе здравоохранения заработает институт страховых поверенных

Для чего создается эта система и какие функции будет выполнять? Об этом обозреватель «ВП» Ольга СУРАГИНА спросила директора территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) Татьяну САМАРИНУ.

За ним, как за стеной

– Татьяна Васильевна, кто такой этот страховой поверенный и какая польза от него будет нам, пациентам?

– Страховой поверенный – это сотрудник страховой медицинской организации, правильнее его называть – страховой представитель, получивший специальную подготовку (сейчас уже начался первый цикл по подготовке таких специалистов в Москве, предполагается, что их будет 3,5 тыс.). Главная обязанность страхового поверенного, или «менеджера здоровья», – лично отслеживать процесс лечения каждого застрахованного гражданина.

– То есть он будет нам помогать, например, в выборе врача и медучреждения?

– Да, а помимо этого, в его обязанности входит отвечать за исполнение и планирование медицинских профилактических мероприятий, включая диспансеризацию, регистрацию всех профилактических событий, которые происходят с пациентом. «Менеджер здоровья» должен знать, к какой группе здоровья относится его застрахованный и участвует ли он в программах диспансерного наблюдения. Одной из задач страхового поверенного будет также через СМС и другие напоминания увеличить приверженность больных к лечению.

Хорошо это или плохо?

– Новая система еще не заработала, а у нее уже есть критики. Говорят, мол, это дублирование страховых медицинских организаций, которые работают на рынке более 20 лет и так и не смогли справиться со своей задачей…

– Создание института страховых поверенных как раз и направлено на то, чтобы активизировать работу страховых медицинских организаций именно в направлении защиты прав пациентов. Это то, о чем говорил президент Владимир Путин в последнем Послании к Федеральному собранию. Общеизвестно: если у пациента возникает проблема или он недоволен качеством оказания ему медицинской помощи, он обращается в областной комитет здравоохранения, в Росздравнадзор, в Минздрав, к губернатору и даже президенту и только в последнюю очередь – в страховую медицинскую организацию, которая выдала ему полис ОМС! Хотя именно сюда надо идти в первую очередь и тогда, когда проблема уже возникла, и особенно, когда хочется ее избежать.

– Например, перед той же госпитализацией?

– Да, тем более что сейчас как раз поступает много жалоб, что в лечебных учреждениях с пациентов берут деньги за те услуги, которые им в рамках территориальной программы госгарантий должны предоставлять бесплатно. Чтобы «профилактировать» подобные ситуации, пациент и должен обратиться к своему «менеджеру здоровья». Тот сначала обязан проконсультировать его по всем вопросам, а затем должен тщательно отслеживать весь процесс лечения своего подопечного, вмешиваясь, если ситуация того потребует.

И ресурсы есть...

– А за чей счет такой «банкет»? Кто оплатит работу «менеджера»? Вероятно, страховым компаниям потребуется расширять свои штаты, обучать специалистов…

– Проблема, о которой вы говорите, обостряется искусственно. В страховых компаниях сегодня, как правило, достаточно специалистов, которые занимаются именно защитой прав застрахованных. Просто сейчас будет расширен их функционал. Да, возможно, какой-то из СМО действительно придется увеличить количество сотрудников, но совсем незначительно.

– А сколько пациентов будет вести один поверенный?

– Сейчас эти нормативы нагрузки как раз обсуждаются. Но если будет утвержден норматив 100 тыс. населения на одного поверенного, то я вообще не вижу никаких проблем. С таким количеством клиентов страховые компании легко справятся, ведь люди болеют не все одновременно. А насчет того, за чей счет «банкет», то сейчас все СМО функционируют из средств ОМС – это так называемый процент на ведение дел. Имеющихся ресурсов, поверьте, вполне достаточно, чтобы обучить и организовать работу «менеджеров здоровья» без всяких прибавок.

...и ноу-хау еще будут!

– Практический вопрос: как застрахованному узнать, кто его поверенный?

– Система пока отрабатывается, но предполагается несколько вариантов информирования. Информацию можно будет получить на сайте страховой медицинской организации: к конкретным страховым поверенным пациенты будут «прикреплены» так же, как к участковому врачу. А кроме того, планируется, что застрахованный вместе с полисом ОМС единого образца (как вы знаете, с 2011 года по всей России полисы старого образца меняются на полисы единого образца, и в Волгоградской области еще 34?% полисов – старого образца) будет получать визитку своего страхового поверенного.

– Будут ли еще новшества в системе ОМС?

– Да. Например, с прошлого года уже началось информирование граждан, в том числе и жителей Волгоградской области, о стоимости медицинских услуг, которые им оказали. Сейчас на портале госуслуг открываются личные кабинеты, куда пациент может зайти и увидеть количество оказанных ему услуг и их стоимость. То есть сколько государство заплатило за его лечение. Таким образом можно проконтролировать, действительно ли те или иные медуслуги были оказаны. К сожалению, приписки тоже имеют место. Думаю, всем памятен недавно разразившийся в Москве скандал, когда пациенты, зайдя в свои личные кабинеты, обнаружили, что часть из указанных там медицинских услуг им просто не оказывалась...

Важные цифры

Российские медики недовольны действующей страховой системой. Таково мнение трех четвертей работников здравоохранения.

Как показал опрос 6174 человек, лишь 26% опрошенных убеждены, что страховая медицина в России обеспечивает доступную и качественную медпомощь, передает «Ремедиум». Больше всего позитивно настроенных медиков проживают в Республике Чувашии.

А вот медики Республики Мордовии, Кемеровской, Архангельской, Ивановской, Волгоградской областей настроены не столь радужно. Здесь 82–89% медиков уверены: система ОМС неэффективна.

По мнению 48% опрошенных, контроль и экспертизу качества медицинской помощи, оказываемой в рамках системы ОМС, должен взять на себя Росздравнадзор, 19% опрошенных отдают эту роль территориальным фондам ОМС, 15% опрошенных – страховым медицинским организациям.

Полезный телефон от «ВП»

Операторы смогут предоставить застрахованным гражданам не только информацию общего характера в системе обязательного медицинского страхования, но и консультации по более узким вопросам. Режим работы контакт-центра: в рабочие дни с 9.00 до 18.00 звонки принимают операторы, в остальное время – «электронный секретарь». Для повышения качества работы все звонки записываются!

С 1 июня в регионе открыт единый справочный центр: 8 800 100 12 25