Учись играючи

Каждый из родителей много раз сталкивался с проблемой детского «не хочу». В том числе и тогда, когда собирался чему-то научить ребенка. Донести до маленького человечка то, к чему не лежит его душа, трудно, но возможно!

-Мы , как правило, начинаем настаивать на своем: «Это надо! Хочешь не хочешь – изволь выполнять!» Казалось бы, правильная позиция, ведь ребенку действительно вредно делать только то, что хочется. Но почему-то после таких занятий в душе остается тяжелый осадок, а ребенок все больше укрепляется в чувстве, что учение – это нечто безрадостное, – говорит главный специалист отдела дошкольного образования и охраны прав детей департамента по образованию администрации Волгограда Нина Белоусова. – Чуткий родитель прекрасно понимает, что главная задача – сделать так, чтобы ребенку очень хотелось заниматься с ним. А это бывает тогда, когда занятия вплетены в его жизнь, привязаны к интересам.

Задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно, – обогащение активного и пассивного словаря ребенка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи. Поводом и инструментом для речевого развития может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут представить и детские книжки, игрушки, мультфильмы. Используйте различные ребусы, кроссворды.

– Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком, – продолжает Нина Белоусова. – К примеру, будучи на кухне, можно использовать возможность для развития слова ря, грамматики, фразовой речи по темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы ребенок запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства – цвет, форму, размер, вкус – продуктов. Задавайте ему соответствующие вопросы: «Попробуй, какой получился салат? Что мы забыли положить в суп? Какую морковку выберем?». Называйте свои действия – нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю – и показывайте, что и как вы делаете. Подводите ребенка к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Если же малыш еще мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола и при этом обязательно рассказывает о том, что он делает.