Учитесь покупать мебель

К нам часто поступают обращения от жителей области, которые приобрели мебель, а она оказалась с недостатками. К сожалению, продавцы (изготовители) не всегда добросовестно исполняют свои обязательства, указанные в договоре, и тем самым нарушают права потребителей.

Вопрос с мебелью действительно не такой простой, как с другими товарами. Начать хотя бы с того, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров» информация о реализуемой/изготавливаемой мебели, помимо общей информации о продавце, изготовителе, наименовании, гарантийном сроке на товар, соответствии товара установленным требованиям, стандартам и пр., должна содержать еще и дополнительные сведения – о функциональном назначении, о материалах, из которых изготовлена мебель и которые использовались при ее отделке, а также о способах, сроках, условиях доставки и передачи товара покупателю.
Современная мебель может быть сделана как по ГОСТу-16371-93, так и по техническим условиям, образцам, требования которых по основополагающим параметрам не должны быть ниже государственных стандартов. Надо знать, что мебель бытовая (кресла, стулья, диваны, матрацы, шкафы, мебельные гарнитуры), как и мебель специальная (офисная, аптечная, медицинская, для учебных заведений, читальных залов, для гостиниц, для предприятий общественного питания и пр.) подлежит обязательному декларированию соответствия товара государственным стандартам. Обязательной сертификации подлежит и мебель детская для обстановки дома.
При продаже мебели продавец должен выполнить ряд обязательных условий. Ее образцы, предлагаемые к продаже, должны быть так выставлены в торговом зале, чтобы обеспечить свободный доступ к ним покупателей для осмотра. Продавец обязан также осуществить предпродажную подготовку, то есть провести проверку комплектности мебели, наличия необходимых для сборки деталей, схем сборки (если мебель разборная), и проверить наличие всех предметов, входящих в набор (гарнитур).
При реализации мебели покупателю передается товарный чек, где указываются наименование товара и продавца, артикул, количество предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели, количество необходимой фурнитуры, цена каждого предмета, общая стоимость набора мебели, вид обивочного материала. Сборка и доставка мебели осуществляются за отдельную плату, если иное не установлено договором.
На мебель как на товар длительного пользования не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара.
Особенности продажи мебели по образцам.
Часто при продаже мебели по образцам в торговом зале оформляются интерьеры, имитирующие жилые и иные помещения, а также стенды с образцами тканей или отделочных материалов, применяемых для производства изделий. Покупателю предоставляются каталоги, буклеты и другие материалы, содержащие полную и достоверную информацию о предлагаемом товаре. При этом несовпадение цвета декоративной раскладки на фасаде изделия с фото в каталоге может служить основанием для возврата товара (ст. 12 Закона о защите прав потребителей).
При покупке мебели по образцам потребителю нужно тщательно ознакомиться с договором об оказании услуг, проверить кассовый чек и другие документы, подтверждающие факт покупки, гарантийные обязательства. К договору должна быть приложена инструкция по установке, монтажу изделия. Потребитель подписывает акт приема-передачи заказанного товара только в том случае, если он полностью доволен этим товаром! Если же в товаре имеются какие-либо дефекты, их необходимо указать в акте приема-передачи или в акте выполненных работ, а также затребовать от исполнителя техническую документацию и инструкцию по эксплуатации.
Нарушения прав потребителей при реализации/изготовлении мебели.
При реализации (изготовлении) мебели выявляются типичные нарушения. Среди них – непредоставление потребителю полной информации о продавце, отсутствие в местах продажи полной информации о товаре и стандартах, в соответствии с которыми товар изготовлен, о гарантийном сроке и сроке службы товара, отсутствие информации о материалах, используемых для изготовления мебели, а также включение в договор условий, ущемляющих права потребителей.
Согласно ст. 18 и 19 Закона о защите прав потребителей у покупателя есть право предъявить к продавцу (изготовителю) мебели требования о возврате уплаченной за товар суммы, замене, ремонте товара, уменьшении покупной цены, если недостатки в товаре были обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки были обнаружены в них в течение 2 лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. При выявлении существенных недостатков в товаре потребитель вправе требовать их безвозмездное устранение, если докажет, что они возникли до передачи товара ему. Если же продавец провел независимую экспертизу, подтвердившую, что мебель пришла в негодность по вине потребителя, потребитель вправе оспорить такое экспертное заключение в суде.
В случае нарушения исполнителем сроков выполнения заказа, покупателю выплачивается неустойка в размере 0,1% от суммы заказа (предоплаты) за каждый день просрочки. При нарушении установленных сроков выполнения работы исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены выполнения работы.
Иногда в договоре специально оговаривается право заказчика отказаться от исполнения обязательств по заключенному договору и при этом указывается, что он должен уплатить исполнителю так называемый «штраф» в размере 20-30% от суммы. Такой пункт договора можно считать ущемлением права потребителей, поскольку в соответствии со ст. 782 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 Закона о защите прав потребителей потребитель в любое время может отказаться от исполнения договора об оказании услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Исполнитель не вправе заранее определять в договоре размер возмещения потребителем суммы, которую тот должен уплатить в случае расторжения договора на оказание услуг (выполнение работ)!
Вернуть некачественную мебель изготовителю или продавцу на самом деле несложно, но при этом надо соблюдать определенный порядок действий. Первое: продавцу (изготовителю) необходимо подавать только письменную претензию, чтобы в дальнейшем подтвердить предъявляемые требования. Второе: для начала надо обратиться к продавцу (изготовителю) и узнать, будут ли потребителю возвращены деньги в добровольном порядке. Третье: если деньги добровольно не вернули, нужно вручать письменную претензию. Четвертое: если ответ на претензию отрицательный, потребитель должен самостоятельно провести независимую экспертизу и после этого вместе с копией акта проведенной экспертизы вручить продавцу (изготовителю) повторную претензию. В этой претензии к требованию о возврате денег добавляется еще и требование о компенсации расходов на проведенную экспертизу.
Удачи в отстаивании своих прав!

Игорь ПЕТРОВ, консультант отдела по защите прав потребителей аппарата главы администрации Волгоградской области