Успехи учеников и труд учителя будут оценивать иначе

Насколько к этому готовы школы, говорит научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. На эту тему он в Волгограде пообщался с педагогической общественностью и ответил на вопросы журналистов.

Зарплата учителя зависит и от родителя
По его словам, новые стандарты образования обращают внимание на индивидуальное развитие ребенка, его личные достижения, его качества. Кроме этого, оценивают учительский труд не только за уроки.
– В новой системе оплаты труда нужно платить учителю за все виды деятельности, – говорит он. – Оценивать нужно не только очевидные результаты, но и те, которые не лежат на поверхности.
Адамский против увеличения рабочего дня учителя, он говорит о необходимости уравнять права педагогов, которые выдают академические достижения, и тех, чьи успехи не так видны, но при этом эти педагоги выполняют не менее важную социальную миссию.
Для этого требуется вовлечение родительских институтов для поощрения учителей. Никто лучше родителей не знает, насколько хорошо и комфортно ребенку в школе. Поэтому надбавки к учительской зарплате будут зависеть не только от успеваемости учеников, но и от мнения родителей и школьных общественных организаций.
Отбросив все сравнения
Менять предстоит не только взгляд на труд учителя, но и подход к оценке успехов учеников начальной школы.
– Введение стандарта связано с индивидуальной оценкой ребенка, а не с его оценкой в сравнении с другим учеником, как обычно бывает, – объясняет Александр Адамский. – Грубо говоря, в будущем приоритетным будет то, на что не обращалось внимания в прошлом. Это собственно, развитие ребенка, его индивидуальный прогресс, его социализация, его психологический комфорт в первом классе и начальной школе. Мне кажется, что учителей еще надо продолжать этому учить.
Шанс проявить себя должен быть у каждого
Он предлагает поддерживать одаренных детей, но не ставить крест и на остальных. Сейчас, по его мнению, многие учителя забывают о тех учениках, которые смогли бы повысить свой рейтинг, улучшить портфолио.
Проблемой он называет то, что учителя всегда больше заинтересованы в так называемых одаренных детях. Их они ориентируют на различные олимпиады, творческие конкурсы и смотры. Многие из которых – платные. Получается, что возможность проявить себя имеется не у всех школьников.
– Все эти мероприятия должны быть обеспечены таким образом, чтобы вход в них был открыт абсолютно всем, – считает Адамский. – Часто подобные события финансируют меценаты. Я считаю, что государство должно не самостоятельно организовывать эти конкурсы, а поддерживать тех, кто их проводит. Их должно быть больше. Иначе не будет достаточной возможности открыть талант, чтобы каждый ребенок мог себя проявить.
Не получилось, отлично!
По словам Александра Адамского, задача начальной школы – сформировать учебную деятельность. При этом упор делается не столько на академические достижения, такие как каллиграфия, скорость чтения, сколько способность учиться – способность искать средства решения задач, уметь самостоятельно оценить себя.
– Современные технологии вызвали фантастическое обстоятельство – качество и профессиональная успешность формируются с ранних лет. Если человек с ранних лет не получает правильного подхода педагога, то он не сможет стать профессионалом. Это закладывается в начальной школе, и даже в самом престижном вузе этому уже не научат. В средней школе важно будет дать подростку возможность попробовать себя в разных областях. Учителя должны помочь ему найти себя. И ошибка, это тоже результат, значит нужно искать дальше. Если стандарты будут реализованы, все выпускники станут успешными и будут точно знать, какую профессию или область ему выбрать.
Самостоятельная школа
Среди самых перспективных школ региона Александр Адамский отметил лицей № 5.
– Я бы хотел посмотреть на другие школы региона, но мне не хватило времени на все. А если говорить о лицее № 5, который мне довелось увидеть, то я был приятно удивлен. Прекрасный педагогический состав, умелое, грамотное руководство, – говорит он.
В Волгоградской области новые стандарты уже введены. В этом году на реализацию проекта будет выделен миллиард рублей.
– Насколько эффективно используются эти средства, мы отслеживаем, проводя электронный мониторинг ситуации, а так же устраиваем общественные обсуждениями с учителями, плюс проводим контент-анализ СМИ региона. Главный показатель – удовлетворенность граждан.
По его словам, насадить сверху новые школьные стандарты очень сложно. Нужно чтобы школы сами их приняли. А для этого важна степень самостоятельности учебных заведений.