Утеплить трубы и отношения

Как администрациям и активным гражданам повлиять на пресловутую прозрачность работы обслуживающих организаций? Как развить и сделать системным общественный контроль над сферой ЖКХ? На эту тему в Волжском состоялся семинар, который привлек к участию инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области, представителей местных органов власти, управляющие компании региона и общественные организации, защищающие права потребителей.

Муниципалитет в стороне не останется

О реализации органами местного самоуправления полномочий по муниципальному жилищному контролю сообщила руководитель инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Надежда Каминская. Надежда Петровна отметила, что сейчас важно активизировать работу муниципалитета как собственника жилищного фонда и его взаимодействие с управляющими компаниями. Кроме того, исполнительной власти необходимо понудить собственников проявлять большую активность в управлении многоквартирными домами. Руководитель инспекции отметила также, что Волжский – один из немногих городов, в котором состояние жилищного фонда удовлетворительное. Есть большая заинтересованность местной власти в том, чтобы навести порядок. Волжский станет пилотным проектом по участию в разработке положения о муниципальном жилищном контроле, согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс в этом году. На совещании речь также шла и о 731-м Постановлении Правительства РФ «Об утверждении стандарта раскрытия информации». Организация, осуществляющая управление, должна в обязательном порядке в установленные сроки предоставить информацию о своей деятельности. Эти данные необходимо размещать на региональном портале, официальном сайте администрации и собственном. Штраф за непредставление или недостоверность информации составляет порядка 250 тыс. рублей.

Чиновников и депутатов – на общее собрание

Как на практике будут реализованы полномочия органов МСУ в отношении частных коммунальщиков – с «Волгоградской правдой» поделился председатель комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа Волжский Юрий Орлов:

– В жилищное законодательство внесены изменения, которые наделяют органы местного самоуправления полномочиями по созданию инспекций жилищного контроля над техническим состоянием муниципального жилья, а также многоквартирного жилищного фонда. На уровне нашей администрации разработано положение о создании специальной комиссии жилищного контроля. Число компаний, работающих в сфере ЖКХ, в Волжском растет. Если года три-четыре назад ведущих компаний, обслуживающих жилой фонд, в городе было пять, то теперь – уже шестнадцать, и их число растет за счет новостроек. Как отмечает сотрудник администрации, новые полномочия местной исполнительной власти для Волжского – расширение работы, которая проводится в городе. В городе нет двойных платежек, при поддержке УК были проведены общие собрания жильцов по реализации 185-ФЗ, благодаря которому в более 400 многоквартирных домов уже проведен капитальный ремонт.

А новые полномочия позволят комиссии проводить общие собрания жильцов с привлечением муниципальных служащих и депутатов, следить за отчетностью и прозрачностью работы компаний. «Естественно, это отразится не только на более оперативном «латании дыр» и текущих вопросов, но и на долговременном планировании», – пришли к выводу участники семинара. Ведь во многом местная власть становится тем регулятором процессов предоставления коммунальных услуг, который позволит создать долговременную систему поступательного движения вперед, закрепления положительного результата. К примеру, «тревожным звонком» может стать такая ситуация, когда управляющая компания взяла новый дом на обслуживание, и в течение года-двух не вкладывает в развитие инфраструктуры. В результате, получая доход от обслуживания, частник не несет больших расходов, а затем просто не продлевает договор, оставляя жителей один на один с уже подпорченным имуществом. Здесь вовремя может помочь муниципальная комиссия или инспекция – разъяснить жителям необходимость заботы об общем имуществе еще с момента вселения в новостройку, чтобы недопустить того частника, который ориентирован только на «снятие сливок».

«Прозрачны» до пустой странички в Интернете?

Общественные организации, обсуждая изменения в Жилищный кодекс, пока лишь осторожно говорят: идея то-прекрасная, но как она будет реализовываться на практике? Руководитель Тракторозаводского районного отделения Волгоградского союза потребителей Виталий Чистяков замечает: «Развитие коммунальной сферы сегодня зависит от сопряженной работы не только администраций и управляющих компаний. Гражданам нужно научиться грамотно требовать исполнения коммунальных, санитарных услуг. Какая комиссия сможет досконально пройти все дома, проверить состояние? Администрации все равно нужно опираться на мнение жителей, на их заинтересованность состоянием дома, где они живут». Виталий Чистяков предлагает включить в цепочку «потребитель – управляющая компания – администрация» еще одно важное звено: «общественные организации». При более смелом обращении граждан к общественникам возрастает возможность грамотно решить проблемы своего дома и улицы, связанные с текущими трубами, несвоевременным или неполным оказанием услуг по содержанию общего имущества, повлиять на решение частных вопросов. Ведь на деле, как отмечает общественник, пока только треть управляющих компаний региона претендуют на открытость отчетов о финансовой и хозяйственной деятельности, готовы публично заявлять о своих планах и долгосрочной перспективе работы с потребителями. На семинаре не раз делался акцент – данные об управляющих компаниях должны быть в свободном доступе на региональном портале правительства Волгоградской области. Однако ряд районов до сих пор зияет пустыми страничками – ни местные администрации, ни коммунальщики так и не удосужились выполнить наиважнейшее Постановление Правительства РФ за № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации».

Не хочешь платить – иди к нам работать!

Фроловские коммунальщики решили, что чтобы обеспечить своевременную оплату со стороны жильцов, нужно начать с себя, с четкого выполнения услуг и отчетов о своей финансовой деятельности. «Доверие потребителя к управляющей организации растет пропорционально раскрытию информации о хозяйственной деятельности УК, – делится опытом работы директор ООО «УК ЖХ» Дмитрий Блинов, – вся документальная информация о нас предоставлена и на портале инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, и на собственном сайте компании». Фроловские коммунальщики в своей практике проводят еще и обследование всего доверенного жильцами жилого фонда. А потом в договоре предлагают перечень обязательных и рекомендуемых услуг. На собраниях с жильцами приходят к общему знаменателю. Дмитрий Блинов отмечает, что изменения жилищного законодательства в части создания инспекций муниципального контроля над содержанием общедомового имущества должны коснуться не только прав собственников, но и наших с вами обязанностей. Мало быть социально активным гражданином и эмоционально общаться на общих собраниях собственников – нужно не забывать еще во время платить по счетам. «Своевременный платеж – это подача коммунальных ресурсов без задержек для всего населения, – говорит Дмитрий Блинов, – из-за неплательщиков могут пострадать добросовестные граждане. Стоит заметить, что в категорию «неплательщиков» интересным образом попадают люди с достатком. Причина – просто не желают платить. Мы будем применять жесткие меры, которые стали возможны после принятия 307-го Постановления Правительства РФ, вплоть до отключения коммунальных услуг, а это и водоотведение, и электроснабжение квартир». «Если человек действительно не имеет возможности выплатить долг, – добавляет директор фроловской УК, – управляющая компания идет на встречу и предоставляет возможности для решения этой проблемы. Это и договор рассрочки платежа, также мы можем подсказать жильцу, как оформить социальные субсидии, если такие ему полагаются. Мы можем дать возможность отработать долг, предоставив рабочие места в управляющей компании».

Вот так – ни больше ни меньше. Не платите за услуги ЖКХ? В свободное время поработаете дворником или уборщицей. Не участвуете в общих собраниях жильцов – тогда не обессудьте, если ряд важных вопросов останется за бортом обсуждения и принятия решений. Муниципальный коммунальный контроль, развитие которого стартовало в нашем регионе, призван обеспечить прозрачность работы управляющих компаний и своевременность их отчетов перед населением. Но сегодня становится ясным – назрела необходимость и более активного самоуправления самих жителей многоквартирных домов и ответственности граждан за содержание общего имущества.

Врезка: Сейчас важно активизировать работу муниципалитета как собственника жилищного фонда и его взаимодействие с управляющими компаниями. Кроме того, исполнительной власти необходимо понудить собственников проявлять большую активность в управлении многоквартирными домами

Поделиться в соцсетях