В академии работать проще

В академии работать проще
В детстве почему-то была уверена, что когда вырасту, обязательно стану учителем. Мечта отчасти исполнилась. На один день. Но только когда стала журналистом.

По расписанию - история

Существует мнение, что образование в сельской местности оставляет желать лучшего. Развеять этот миф я отправилась в Котельниковский район, в Пугачевскую школу, о которой, кстати, знаю не понаслышке. Там прошли мои школьные годы.

…К 8.30 ученики подтягиваются к школьному зданию. Здесь нет второй смены, поэтому уже с раннего утра можно застать всех-всех школьников.

– Здравствуйте, – приветствуют меня в коридоре школы ученики и тихо шушукаются о том, кто приехал к ним гости.

– Это вроде учитель новый, – предполагает маленькая девчушка. Судя по всему, класса так из пятого-шестого.

– Ого! А что ж она вести будет? – удивляется ее подружка.

Мой урок истории в шестом классе по счету четвертый. А пока, времени даром не теряя, я отправилась на экскурсию по школьному зданию.

– У Маши было шесть яблок, два она отдала сестренке. Сколько яблок у Маши осталось? – доносится из открытой двери одного из классов.

– Ich haise Roman , – разговаривают в кабинете немецкого языка.

Во время уроков в коридорах ни души, все грызут гранит науки.

К уроку истории меня готовила молодой педагог Вера Григорьева. Она в школе третий год работает. Начинала педагогом дополнительного образования, сейчас ведет географию и историю.

– Два года назад вела три кружка: танцевальный, эстетический и спортивный, – рассказывает Вера Сергеевна. – Потом доверили мне уроки истории и географии.

–- А кто вы по образованию? – интересуюсь у Веры.

– У меня два образования – социальный педагог и сурдопедагог. Но так как в деревне нет специализированных школ, работаю в общеобразовательной. Первый год было трудно неимоверно. Что-то приходилось вспоминать со школьной программы, что-то учить заново. Много бессонных ночей провела за учебниками. Да и дети первое время меня проверяли. Зададут какой-нибудь каверзный вопрос, и думаешь, что им ответить. Дома искала ответы на их вопросы. А уже на следующем уроке в полной боевой готовности отвечала.

Собственно, к тому, как примут меня ученики, я была готова. Тему урока – «США в начале 19-го века» – оговорили заранее. Просмотрела в Интернете на всякий случай дополнительную информацию, чтобы уж совсем не выглядеть в глазах ребят полным дилетантом.

К пятому уроку, к моему счастью, шестиклассники притомились. Первые пять минут они обсуждали, почему сегодня урок ведет не Вера Сергеевна. Потом под мое объяснение темы успокоились, стали внимать слушать, записывать основные даты.

Едва я успела рассказать тему, как прозвенел звонок на перемену…

Поражаются олимпийскому спокойствию

В Пугачевской школе в основном женский коллектив. Лишь в прошлом году его "разбавил" физик Сергей Чезганов.

Два года назад Сергей Геннадьевич вместе с женой переехал из Киргизии в Пугачевскую.

– Там я работал в академии наук. Парадокс, конечно, но работать в академии оказалось проще, чем в сельской школе, – говорит Сергей Чезганов. – Там дал студентам задание, и они учатся. А здесь детей надо заинтересовать, чтоб с удовольствием на уроки ходили.

– И как – получилось заинтересовать?

– К техническим предметам у школьников вообще тяги нет, – объясняет Сергей Чезганов. – Приборов для лабораторных маловато. А им все наглядно надо показать.

Новый учитель физики, как оказалось, мастер на все руки. Поэтому наглядные пособия придумывает сам. Из подручных материалов.

– Параграфы неудачно распределены. К примеру, мы еще не доходим до векторного направления, а оно уже упоминается в других параграфах. Есть такие несостыковки.

– Но это не единственная проблема, – сетует учитель. – Цели у школьников нет. Они не знают, что будет дальше. В свое время я определился, что буду физиком еще в школе. В 9-м классе съездил в Сибирь, в Томский институт. Посмотрел, какие условия, как мне надо готовиться. Но вот что сельским учителем буду, никогда не думал.

– Женщины-педагоги удивляются моему олимпийскому спокойствию. Я не ругаюсь, двойки не ставлю, меня крайне трудно вывести из себя, – говорит Сергей Чезганов.

Зарплата учителя небольшая, а для мужчины, как говорит Сергей Геннадьевич, вообще копейки. Поэтому приходится подрабатывать. Как оказалось, после уроков Сергей Чезганов, занимается стройкой. Кому крышу в селе переложит, кому пристройку построит.

Совсем недавно работать в школу пришла и его жена. "Ей дали ставку библиотекаря и пионервожатой, – говорит Сергей. – Нравится ей тут. Общение. Все не дома сидеть".

Приходите почитать

В уютной маленькой школьной библиотеке недавно появился читальный зал. Его соорудили сами учителя.

– Поставили столы, стулья, создали уютный уголок, – говорит директор школы Елена Морозова. – И детки интерес проявили. Посещаемость моментально в разы увеличилась. На переменках перед уроком бегут что-то интересное вычитать.

Уроки в школе обычно часов до трех дня. Но на этом рабочий день учителя не заканчивается: проверка тетрадей, подготовка к завтрашним урокам, заполнение журналов и составление учебных планов.

Образование в сельской школе мало чем отличается от городского. А вот день в сельской местности подобен подвигу. Помимо уроков, планов, тетрадей и дневников, сельским учителям и о домашнем хозяйстве надо позаботиться. Некоторые педагоги держат дома и коров, и птицу, и коз, и барашков.

– Приходишь домой и не знаешь, за что браться. Все кушать просят, – смеется Вера Григорьева. – Накормишь всех, а вечером опять за работу: подготовка к следующему уроку. А завтра у меня географии и история.

Вот так и проходит обычный рабочий день сельского учителя, такой же быстрый и скоропреходящий, как сама жизнь. А мой следующий день рабочий день, как обычно, начался в редакции "Волгоградской правды".


Поделиться в соцсетях