«В ребенке от рождения – духовное начало»

«В ребенке от рождения – духовное начало»
Игумен Лазарь о том, как помочь юному поколению вырасти достойными людьми.Где сегодня можно увидеть православного священника? В церкви, в монастыре? Мы познакомились с отцом Лазарем (Куликовым) на стадионе в Иловле – священник учил казачат… метать копье. Когда организаторы областного казачьего форума «Станица Гурткугинская» попросили настоятеля мужского монастыря Преподобных Сергия и Германа Валаамских побыть духовником юных казачат, он не смог отказать. Наш разговор с отцом Лазарем о современном подрастающем поколении и развитии личности.

– Казачий форум длился в окрестностях Иловли целую неделю. Вы все это время жили в лагере. Почему все-таки согласились на участие в молодежном мероприятии?

– Я также являюсь сотрудником отдела молодежного служения Волгоградской епархии и всегда радуюсь, когда вижу, что наши подростки тянутся к русским православным традициям. Форум привлек методом работы с молодежью. У нас много мероприятий лозунговых, официозных, но мало такого формата, когда дети и подростки могут чему-то научиться. А здесь юные казачата из сел региона смогли узнать много нюансов по истории России, познать азы фланкировки, джигитовки и даже научиться мастерству изготовления мягкой игрушки.

– Знаю, что у каждого православного священника есть особое духовное послушание.

– Да, кто-то занимается детьми и развитием воскресных школ, кто-то, как я, молодежью, есть и казачьи священники. Патриарх Кирилл настоятельно рекомендует им становиться реестровыми казаками, чтобы быть всегда и везде с казачьей братией. Я не реестровый казак, у меня своя стезя. Но у каждого мужчины присутствует в душе желание служить Родине. Порой это нужно только в себе развить, и вот уже оно само просится – Богу послужить, и людям, и Отечеству.

– Как пришла мысль стать священником, монахом?

– Во время учебы в Волгоградской академии госслужбы у меня появились новые друзья, с которыми мы проводили время, а на выходные они куда-то уезжали. Оказалось, что студенты ездят в поселок Ерзовка Городищенского района и там помогают восстанавливать храм. Мне это тоже пришлось по сердцу. Благодаря настоятелю храма отцу Владиславу, его проповедям и беседам я получил уверенность, что христианином можно быть и в наше время. Чуть позже он благословил меня поступить в духовное училище. После его окончания я проникся монастырским строем и направился к Владыке Герману за благословением, чтобы меня приняли в братию монастыря послушником.

– Сложно приобщать молодежь к духовной, церковной жизни?

– Нужна целая система поэтапного развития молодой личности со светской и духовной компонентой, которая бы подходила отроческому возрасту. К примеру, в дореволюционной России такая структура была. Это объединение российских юных разведчиков (ОРЮР) — неполитическая общественная скаутская организация, ставящая своей целью общественное воспитание российских детей и молодежи в национальном и религиозном духе. Самые инициативные молодые люди со всей России получали широкий круг знаний по истории родной страны, религиоведению. Потом, после революции, многие из них стали видными общественными деятелями и даже православными священниками в эмиграции.

– Но и сегодня есть примеры, когда православные священники оказывают влияние на духовное становление подростков, проникаясь их интересами. Слышала, в Саратове при церкви есть компьютерный клуб. Как вы к этому относитесь?

– Хорошо. И у нас в регионе есть такие примеры. Хотя доступность Интернета сейчас – это больше актуально для сельской местности. В хуторе Генералов Котельниковского района также есть компьютерный клуб для молодых прихожан местного православного храма. А в Волгограде при епархии создана вокально-инструментальная группа, где ребята даже рэп читают светского и духовного содержания. Это нормально, потому что у каждого человека есть определенная ступень развития. Плохо, если будет пустота. Русский философ, богослов, педагог середины двадцатого века Василий Зеньковский вполне убедительно доказывает, что уже в момент рождения человека у него есть не только плотское, но и творческое, и духовное начало. Родители могут быть атеистами и убеждать в этом ребенка, но он все равно выдумает свою псевдорелигию. Из-за невнимания родителей дети и становятся эмо, сатанистами, готами. Сейчас особенно процветают коммерческие культы. Чаще всего они выглядят как центры успешной личности. Сначала подростка захваливают – ты сам всего добьешься, твои родители ни на что не способны! И юный человек попадается на крючок гордыни. Сначала он платит, к примеру, 10 тысяч рублей за первый курс «лидерства», потом 25 тысяч. Начинает нести из дома вещи, ценности в тщетном ожидании, что новые «друзья» помогут ему стать миллионером.

– А как узнать по состоянию подростка, что он попал в сектантское движение?

– Кроме постоянных выпрашиваний денег на новое «увлечение», появляется агрессивность, резкая перемена в характере. Социальная отчужденность – верный и тревожный признак. Подросток может отстраниться как от родителей, так и от своих друзей детства. И чем раньше родные заметят изменения, тем больше шансов, что вместе с психологами и духовником можно вернуть молодого человека к нормальной жизни. Но главная защита – это развитие ребенка с юных лет в православной традиции.

– Некоторые родители, узнав, что в школе вводят предмет «Основы православной культуры», начинают бить тревогу: обращаются в СМИ, заявляют о светскости образования. Но ведь если вдуматься, смысл многих художественных полотен или произведений можно до конца понять только через знание библейских сюжетов.

– Думаю, таких родителей, кто против предмета, немного. Единицы ведут себя так, потому что самих грех жжет изнутри. А без духовных опор человек может быть красивым снаружи и гнилым внутри. Время безверия породило век «химер» и «хамелеонов» – людей, которые улыбаются при встрече, но могут пойти на подлость исподтишка. Это, думаю, уже поняли даже в Правительстве России, в 4-х классах общеобразовательных учреждений предмет «Основы православной культуры» стал обязательным и включен Министерством образования и науки РФ в школьную программу в качестве федерального образовательного компонента. На днях начинаются мастер-классы для волгоградских учителей, которые будут преподавать в школе ОПК. В основном это классные руководители, так что за два-три года мы охватим более 50% преподавательского состава школ области.

Поделиться в соцсетях