В регионе меняют формат взаимодействия с НКО

В Волгоградской области объявлен конкурс на субсидии для социально ориентированных проектов некоммерческих организаций. Однако схему распределения средств решили в корне изменить и привлечь к этому процессу муниципалитеты на условиях софинансирования. По мнению организаторов конкурса, это поможет привлечь внимание администраций к НКО, работающим на их территории. Сумма выделена небольшая – всего 4 миллиона. Однако чиновники и общественники уверены – это лишь пробный шар.

Пирамида без обмана

В настоящее время в регионе зарегистрировано 4593 НКО, из них около 4 тысяч социально ориентированных. В прошлом году была принята областная программа их поддержки. Основной механизм – это конкурсы на предоставление субсидий из областного бюджета. Занимается этим министерство по делам территориальных образований и информационной политики Волгоградской области. Предусматривается два вида субсидий: во-первых, это помощь в аренде занимаемого помещения, оплате коммунальных услуг и услуг связи, а во вторых – средства на реализацию социально значимых проектов и программ. Субсидирование предусматривает не только финансовую, но также информационную и консультативно-методическую поддержку.

На реализацию программы в 2014–2016 годах из областного бюджета предусмотрено 106 миллионов 935 тысяч рублей. Из них в 2014 году около 35 млн выделено на поддержку НКО в целом, а из этой суммы чуть более 4 млн предназначено для финансирования муниципальной программы поддержки НКО. Суть ее заключается в том, что субсидии предоставляются на условиях софинансирования их муниципальным образованием. Среди направлений, которые могут претендовать на такую помощь, социальная поддержка и защита граждан, охрана окружающей среды и защита животных, содержание культурно-исторических объектов и территорий, безвозмездное оказание юридической помощи, профилактика социально опасного поведения, развитие добровольчества, борьба с коррупцией, патриотическое воспитание и различные формы благотворительности.

Согласно документации конкурсного отбора последний день приема заявок – 12 сентября 2014 года. Далее начнется работа конкурсной комиссии, в составе которой будут действовать независимые эксперты – представители научного сообщества, члены общественного совета при губернаторе и федеральной и региональной общественных палат. Также в их число войдут представители органов исполнительной власти, бизнеса, общественных организаций и СМИ. Уже 17 октября будет объявлено о результатах конкурса.
Субсидия предоставляется муниципальному образованию, признанному победителем. Для победы требуется несколько условий, таких как обязательное наличие муниципальной программы, софинансирование мероприятий из средств бюджета не менее 20% от размера субсидии, определение органа, ответственного за взаимодействие с организацией в рамках конкретного проекта. Кроме того, должен быть утвержден порядок выделения денег, а сам муниципалитет становится гарантом результативности реализации того или иного проекта. Новшество заключается в том, что если раньше выделение средств осуществлялось напрямую НКО, то теперь появляется дополнительное звено – муниципальное образование. Новый уровень этой пирамиды позволит вовлечь власть в диалог с общественными организациями более активно.

– НКО – они же не в воздухе висят, они работают на конкретной территории. Таким способом мы знакомим власть и институты гражданского общества, субсидии выделяются не просто так, а осознанно и на определенные проекты. Да, сумма, конечно, не очень большая, но она есть, есть с чего начать, – говорит замминистра Валерий Головин.

Четверо смелых

На сегодняшний день необходимые для участия в конкурсе программы имеются лишь в четырех муниципальных образованиях и городских округах. Помимо Волгограда, это Фролово, Камышин, Котовский и Даниловский районы. Причины медлительности у остальных министерство анализирует, считая, что действовать нужно с двух сторон – со стороны правительства и со стороны общественников.

– Принятие таких программ необходимо и для власти, и для институтов гражданского общества, чтобы активизировать их работу, которая всегда была актуальна, а сейчас становится особенно полезной и важной, – считает Головин. – При этом если муниципалитет поможет своим софинансированием, как задумано в рамках конкурса, то таким образом к решению социально важных проблем подключаются все. До сегодняшнего дня работа была ориентирована на НКО. А участие городских округов, на территории которых они работают, не принималось во внимание. Потому и особой активности во взаимодействии между главами и аппаратом с одной стороны и НКО с другой не наблюдалось. Недавно в Волжском мы общались с представителями городской администрации и местными НКО. Главная проблема там – отсутствие координационного совета общественных организаций, а значит, взаимодействия в информационном плане. Администрация не в полном объеме знает о проблемах и мероприятиях НКО, а они в свою очередь не имеют представления о мероприятиях администрации, отсюда нет и оперативности взаимодействия. В итоге мы договорились, чтобы в течение месяца координационный совет был создан.

Исполнительный директор Ассоциации "Совет муниципальных образований Волгоградской области" Александр Щербань считает, что новый механизм взаимодействия с НКО с участием муниципалитетов в будущем позволит улучшить поддержку общественных организаций, в том числе и в финансовом плане.

– Деньги пока выделены небольшие, но важно, что есть система, – говорит он. – Была бы строчка в бюджете, а как ее наполнить, это уже дело управленца. Условие, когда на 2 своих рубля дают 8 областных, рождает желание увеличить финансовое участие с собственной стороны. Возможно, осознав эффективность, муниципалитеты в следующем году вложат уже больше собственных денег, а значит, получат и больше областных. НКО выполняют колоссальную работу. Государство просто не в состоянии дойти до всех мелочей, обозреть весь спектр маленьких проблем и нюансов, а НКО делают это, и весьма успешно. Нужно помочь им качественно выполнять ту огромную гражданскую нагрузку, которую они добровольно взвалили на свои плечи.