В Тулу со своим самоваром?

Вы приходите в магазин с большой сумкой или с пакетом в руке, а охранник задерживает вас и просит оставить вещи в шкафчике для хранения или упаковать? С такой ситуацией сталкивался, наверное, каждый из нас. И возникает альтернатива – развернуться и уйти или все-таки сдать свои вещи, приобретенные в другом магазине.

 

А насколько, собственно говоря, правомерны действия охранника в частности и администрации магазина вообще с точки зрения закона о защите прав потребителей? И кто несет ответственность за оставленные вещи в шкафчиках для хранения – администрация магазина или сам потребитель? Об этом мы попросили рассказать консультанта отдела по защите прав потребителей аппарата главы администрации Волгоградской области Илону ЕГОРОВУ.
– Согласно действующему законодательству, – говорит она, – покупатель имеет полное право пройти в торговый зал со своей сумкой или пакетом любого размера. Сдавать или не сдавать в камеру хранения личные вещи – личное дело каждого покупателя. Принудить его к этому ни администрация, ни служба безопасности магазина не могут!
Считается, что, когда потребитель сдает свою сумку на хранение (в добровольном порядке), он заключает с магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. Однако, понуждая покупателя сдать сумки с вещами на хранение, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, прописанный в ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Если работники магазина настаивают на сдаче вещей для хранения, то потребитель вправе потребовать книгу отзывов и предложений и оставить в ней соответствующую запись. Запрещая потребителю входить в магазин, его администрация нарушает принцип публичности договора (ст. 246 Гражданского кодекса РФ), так как магазин не вправе отказать в продаже товара гражданину при наличии возможности продать соответствующий товар. Занесенная в торговый зал сумка покупателя никоим образом не мешает совершению им покупки!
Потребитель же в соответствии с п. 42 письма Комитета РФ по торговле от 17.03.1994 г. № 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятий розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети», если все-таки проходит в зал с вещами, обязан поставить в известность работников торгового зала о наличии у него товаров и предметов, приобретенных в другом магазине, аналогичных реализуемым в этом магазине.

После совершения покупки при выходе из магазина охранник может остановить покупателя, спросив при этом, не спрятал ли он какой-либо товар в сумке. Знайте: в данном случае охранник не имеет права производить досмотр личных вещей покупателя! Максимально, на что он имеет право по закону, при наличии достаточных подозрений, что в сумке лежит неоплаченный товар из этого магазина, задержать покупателя до приезда сотрудников полиции.
В соответствии с п. 34 вышеуказанного письма Комитета РФ по торговле сотрудники торговых предприятий самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал показывать приобретенные на других предприятиях товары, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.
Что касается вещей, сданных на хранение, то, как показывает практика, в большинстве случаев работники магазинов сообщают, что ответственности за них они не несут. И тем самым вводят потребителя в заблуждение! При сдаче вещей для хранения потребитель заключает с магазином публичный договор хранения вещей. На основании гл. 47 Гражданского кодекса РФ договор хранения предполагает передачу вещи и ее последующий возврат, а основная обязанность хранителя (в данном случае магазина) – обеспечение сохранности имущества. В соответствии со ст. 886 Гражданского кодекса РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной, и возвратить эту вещь в сохранности. При возмездном договоре хранения (который предполагается при сдаче вещей покупателя) по существу обязательства в соответствии со ст. 891 Гражданского кодекса РФ администрация торгового предприятия обязана принять все необходимые меры (противопожарные, санитарные, охранные и т. п.) для предотвращения возможной гибели имущества или его повреждения. При безвозмездном хранении хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее чем о своих вещах!
Если в результате повреждения качество вещи изменилось настолько, что она не может быть использована по первоначальному назначению, поклажедатель вправе от нее отказаться и потребовать от хранителя возмещения стоимости этой вещи, а также других убытков, если иное не предусмотрено законом или договором хранения (ст. 892 Гражданского кодекса РФ). А ст. 902 Гражданского кодекса РФ регламентирует ответственность хранителя, согласно которой при безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю (в данном случае покупателю) утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются: за утрату и недостачу вещей – в размере стоимости утраченных или недостающих вещей; за повреждение вещей – в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.
Учитывая все вышесказанное, можно констатировать лишь одно: покупатель сам должен сделать выбор – оставлять ли ему вещь на хранение в шкафчике магазина или же попытаться доказать службе безопасности после совершения покупки, что товар, с которым он прошел в торговый зал, приобретен не в этом магазине.

Поделиться в соцсетях