В Волгограде восстанавливают царицынские святыни в ватмане и пластике

До революции в Царицыне и окрестностях было 700 храмов и часовен, из которых после 1917-го уцелели единицы. Разрушений добавила и Великая Отечественная война. Казалось, архитектура Царицына осталась лишь на плохоньких старых фотографиях. Однако волгоградскими энтузиастами под руководством члена Союза архитекторов РФ профессора Петра ОЛЕЙНИКОВА ведется научная и творческая работа по восстановлению былого «объемного» облика города и его святынь. С первыми результатами работ познакомилась обозреватель «Волгоградки» Юлия ГРЕЧУХИНА.

Крестовоздвиженский храм

Некоторые из поруганных святынь уже сейчас можно увидеть в миниатюре. Например, это Крестовоздвиженская церковь Царицына, целостный облик которой потомкам практически не известен.

Стояла эта церковь на Сенной площади Царицына, недалеко от пересечения современных улиц Рабоче-Крестьянской и Баррикадной. О том, как она выглядела, сохранилось ничтожно мало свидетельств и почти нет фотографий, особенно колокольни храма.

Эта церковь была заложена в 1894 году, а окончательно уничтожена в 1947-м. Храм погибал по частям. Сначала была взорвана его колокольня – самая высокая в городе, откуда открывался потрясающий вид на окрестности. Интересно, чем и кому она помешала?

А в конце 1930-х службы в храме были навсегда прекращены и туда перевели… городской морг. После войны бывшая церковь, пострадавшая от бомбежек, была разобрана, а позже на ее месте построили бассейн.

– Тем не менее нам удалось получить чертежи Крестовоздвиженского храма от настоятеля отца Игоря (Боева). Хотя на старинных ксерокопиях эти чертежи едва читались, нам удалось все же сделать проекты фасадов храма, – рассказывает Петр Олейников. – Успеху способствовало и то, что у нас имеются личные архивы бывшего главного архитектора Сталинграда, народного архитектора СССР Василия Симбирцева, которые его семья передала нам в 2012 году, и там, среди документов, был фотоальбом с изображением храма сразу после Сталинградской битвы.

В музее архитектуры Царицына – Сталинграда – Волгограда, который находится в Институте архитектуры ВолгГТУ, хранятся колокола сгоревшего в 2014-м деревянного храма. На его скорейшее восстановление надеются все прихожане. Готовится проект восстановления, и, конечно, необходимы пожертвования.

– Мы создали сразу два макета, один для Крестовоздвиженского прихода, другой для нашего музея архитектуры, на это ушел целый учебный семестр, то есть, четыре месяца. Макеты выполнены из пластика. Его можно окрашивать, и он долговечнее ватмана. Самым сложным оказалось изготовление главок церкви. Умение работать с материалом – одно из важных условий выполнения макета. Например, для придания объема храма выполняется два чертежа одного фасада, при этом сначала прорезаются оконные и дверные проемы, а затем этот фасад накладывается на аналогичный, и мы видим толщину оконного проема (в объеме). Так же прорезается и орнамент на фасаде. В общем, почти ювелирная работа!

Никитская церковь

Макет Никитской церкви, к счастью, мы можем сравнить с оригиналом. Это один из немногих сохранившихся храмов, самый старый в городе – храм относится к концу ХVIII века.

Он построен в форме базилики как домовая церковь астраханского генерал-губернатора Никиты Афанасьевича Бекетова, у которого в окрестностях Царицына было имение Отрада. Эта небольшая и очень красивая церковь как будто спряталась в частном секторе на окраине нынешней Бекетовки (Кировский район) и, возможно, поэтому убереглась от гибели в первые годы советской власти. На некоторое время ее закрывали, но в мае 1943-го там снова начались службы, и много лет Свято-Никитская церковь была одним из немногих действующих храмов Волгограда.

Сохранились отчеты 1946 года, где сообщалось: «В Никитинской церкви Кировского района г. Сталинграда на Пасхальном богослужении было народа более 6 тыс. человек, в числе которых молодежи и детей школьного возраста было не менее 1500 человек. Под открытым небом находилось 3–4 тысячи человек, которые также все стояли со свечами».

Изначально церковь была светло-желтого цвета, теперь – белая с ярко-голубым.

– Для современников Никитская церковь представляет интерес не только с точки зрения религиозного поклонения, но и как одно из старейших сооружений Волгограда. Архитекторы и строители могут оценить работу своих коллег, которые почти 250 лет назад виртуозно владели строительным искусством. Поэтому церковь имеет важное значение и как архитектурный памятник с элементами древнерусской архитектуры, где также заметно влияние классического стиля.

Архитекторы ведут исследования и других храмов, чтобы показать современникам, какой была исчезнувшая архитектура, и приобщить молодежь к духовному прошлому нашего города.

Иоанно-Предтеченский храм

Иоанно-Предтеченский храм был взорван еще в 1930-х годах, а его фундамент во время войны немцы укрепили, превратив в мощный дот.

Судьба этого храма уникальна. Он считается ровесником города-героя. 2 июля 1589 года строительством деревянной церкви во имя св. Иоанна Предтечи была заложена крепость Царицын. Строилась церковь донскими (по другой версии – астраханскими) казаками. Однако простояла она чуть более 10 лет. Пожар вскоре уничтожил деревянные постройки стрелецкой крепости-городка. Не пощадил огонь и Предтеченскую церковь.

Лишь в 1615-м храм был восстановлен. Каким-то чудом до нашего времени дошли имена шести строителей, рубивших деревянный храм. Это Василий Агафонов, Дружина Иванов, Фома Степанов, Богдан Кузьмин, Обросим Клементьев, Иван Сеченов. Однако есть и другие данные, что храм построен в 1664 г.

Во второй половине XVII века церковь была перестроена в каменную. И это было первое каменное здание города! Есть легенда, что именно там был во младенчестве крещен легендарный казачий бунтовщик Степан Разин. В храме молились и разинские казаки после возвращения из Персидского похода в октябре 1669-го. Туда не раз захаживал Петр I, когда посещал наш город.

После революции Иоанно-Предтеченский храм был разграблен, рассказывает протоиерей Олег Кириченко. Богослужебная утварь в 1922-м попала под указ комиссии по изъятию церковных ценностей, с икон содрали серебряные оклады, вынесли и другие вещи. Через 10 лет у храма отберут и колокола, и сами иконы, и все имущество вплоть до кованой ограды. В 1932-м было решено закрыть церковь по иезуитской причине – опасности оползней. Договор аренды был расторгнут, а вскоре горсовет решил пустить церковь на слом…

Лишь в 1995-м началось ее возрождение. Но построили ее немного не на том месте, где она находилась в царицынские времена (стояла она ближе к Волге, примерно на месте ресторана «Маяк»).

– Ценность уничтоженных храмов – в самой истории их существования, это были первые каменные здания города, свидетели многовековой истории. Церковная утварь, иконы, церковные книги были носителями культурного и исторического наследия целых поколений! В градостроительном отношении храмы строились на возвышенных местах, они формировали архитектурный облик города, задавали масштаб застройки. Ведь надо помнить, что храмы строились не за один год – в них вложен труд тысяч людей и талант зодчих! А зачем было уничтожать церковные книги с записями рождения и смерти жителей? Это трудно понять!

DNG