В Волгограде ЖКХ взяли на общественный контроль

Начавший работу в 2013 году центр содействия развитию общественного контроля в сфере ЖКХ помог уже десяткам жителей региона получить ответы на острые коммунальные вопросы, в том числе пресечь нарушения, которые носили массовый характер.

Добро пожаловаться

Центр содействия развитию общественного контроля в сфере ЖКХ региона был создан по инициативе правительства Волгоградской области во второй половине 2013 года. Первые же месяцы его работы показали, насколько важно развивать этот механизм и какие серьезные задачи он позволяет решить.

Все это время на площадке центра юристы общественных организаций, которые работают в сфере ЖКХ, проводили регулярные приемы граждан. Они оказывали профессиональную помощь в решении проблем при получении жилищно-коммунальных услуг. Собственники жилых помещений могли получить бесплатную юридическую поддержку в вопросах взаимодействия с управляющими компаниями, составлении документов при обращении в контрольно-надзорные структуры и другие уполномоченные органы.

Всего за 2013 год на базе центра было проведено 33 приема, во время которых за помощью обратились 154 человека. Треть всех обращений – 43 жалобы – касались порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. Другой болевой точкой – 28 обращений – стали проблемы из-за некачественного выполнения услуг по управлению многоквартирными домами и работ по содержанию общего имущества. Еще 14 обращений связано с порядком установки общедомовых и индивидуальных приборов учета, взиманием платы за введение в эксплуатацию счетчиков. Столько же жалоб касалось выполнения работ по ликвидации авариных ситуаций. Чуть меньше обращений поступило на порядок использования общего имущества многоквартирных домов, способ управления или смены управляющих компаний.

По итогам рассмотрения этих обращений юристами было подготовлено 41 заявление в управляющие компании, 11 претензий к управляющим компаниям, 4 заявления в прокуратуру, 3 заявления в организации коммунального комплекса, 2 – в органы местного самоуправления, 4 – в инспекцию Госжилнадзора.

В ожидании конкурента

– Эти месяцы работы позволили нам увидеть основные болевые точки в коммунальном комплексе, – отмечает руководитель центра содействия развитию общественного контроля в сфере ЖКХ региона Олег Капустин. – Например, существенно возросший в конце 2013 и начале 2014 года поток жалоб на плату за содержание и ремонт жилья был обусловлен появлением соответствующего постановления администрации Волгограда. Оно касалось только тарифов для нанимателей жилых помещений. Однако по сложившейся практике многие управляющие компании также увеличили свои тарифы и для собственников без обсуждения на общем собрании.

По словам Олега Капустина, эта проблема не решена до сих пор. Несмотря на то, что вызвавшее такой резонанс постановление было отменено прокуратурой Волгограда, в областном центре до сих пор отмечаются случаи незаконного его применения. Также обращения граждан позволили констатировать, что широко анонсированное городскими властями появление муниципальной управляющей компании пока во многом продолжает оставаться на бумаге. Тогда как волгоградцы ждут реальной конкуренции с недобросовестными управляющими организациями. И, конечно, много вопросов сейчас связано с законом о капремонте и планируемых ежемесячных отчислениях на эти цели.

– Работа центра уже дала возможность представить общую картину и высказать ряд предложений руководству профильных ведомств, – подчеркивает Олег Капустин. – Ситуация в сфере ЖКХ действительно меняется в лучшую сторону. Об этом говорит хотя бы ряд последних громких уголовных дел, которые, уверен, заставят задуматься руководителей многих управляющих организаций. Но эта работа будет гораздо эффективнее, если в нее начнут еще активнее включаться сами граждане – собственники жилья. Это и есть одна из основных наших задач на ближайшее время.