В Волгоградской области открыта «Школа грамотного потребителя»

По мнению разработчиков реформы ЖКХ, одни лишь законодательные нормы не исправят ситуации в отрасли. Необходимо, чтобы изменилось сознание людей и возросла ответственность за свое имущество. В этих целях партия «Единая Россия» и Минстрой РФ совместно разработали федеральный проект «Школа грамотного потребителя». Вчера ему был дан старт в Волгоградской области.

Синдром отчуждения

Опросы ВЦИОМ регулярно фиксируют высокий уровень обеспокоенности населения вопросами ЖКХ. Более 50% респондентов регулярно указывают жилищно-коммунальное хозяйство в числе проблемных сфер. И это неудивительно, до недавнего времени эта проблема не звучала на высоком уровне, каждый регион по мере сил пытался справляться сам. В Государственной Думе даже не было соответствующего комитета, он был создан лишь в последнем созыве, зато сразу доказал свою востребованность.
Сейчас сфера активно реформируется. Среди ключевых направлений реформы – модернизация жилищного фонда, в котором более 60% жилых домов нуждаются в срочном ремонте, решение вопроса расселения аварийного жилья, борьба с хищениями и закрытостью управляющих компаний.

– Проводится достаточно много преобразований, призванных упростить жизнь людям, – отметил депутат Госдумы, председатель комитета по ЖКХ и жилищной политике Александр Сидякин во время рабочего совещания с волгоградскими депутатами, общественниками и представителями министерства ЖКХ и ТЭК. – Однако, несмотря на то что мы предлагаем много изменений для того, чтобы решить ту или иную проблему, количество жалоб, поступающих ежегодно, не только не уменьшается, но и растет.

С законодательной точки зрения, считает Александр Сидякин, реформа должна прийти к логическому завершению, потому что менять правила игры каждый год – это неправильно и неудобно ни для кого. Но ведь большинство жалоб и вопросов связано уже не с этими правилами, а с текущим использованием и условиями содержания жилья. Иными словами, это проблема сожженных кнопок в лифтах. И здесь ситуация в большей степени зависит уже от самих людей.
Народный избранник подчеркнул, что модернизация сферы ЖКХ – двунаправленный процесс, в котором люди должны принимать участие не меньшее, чем государство. Это должны быть рачительные хозяева, ответственные собственники, нужно изменить само отношение людей к домам, в которых они живут.

– Государство может разработать механизмы, но если человек будет относиться к своему дому, как к чему-то чужому, будет вставлять фотопленки в счетчики и прикручивать к ним магниты, ничего не изменится, – сказал депутат.

Для всех возрастов
Для повышения уровня сознательности среди потребителей коммунальных услуг и была создана «Школа грамотного потребителя». В рамках проекта планируется предоставить регионам информационно-методические материалы, адресованные к разным аудиториям – от дошколят до студентов. Своеобразным справочником для граждан в сфере ЖКХ станет учебник «Азбука ЖКХ». Кроме того, разрабатываются специальные приложения для мобильных телефонов, которые помогут председателям Советов многоквартирных домов и руководителям ТСЖ найти ответы на все актуальные вопросы.

– Накануне я провел рабочие переговоры с губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым, мы обсудили участие региона в проекте, – сообщил Сидякин. – Самое главное требование – проект не должен быть реализован формально. Нам нужны заинтересованные помощники и мы видим, что в Волгоградской области такие люди есть.
Надо заметить, что в Волгоградском регионе сфера ЖКХ, к сожалению, одна из самых криминализированных в стране. В последнее время, впрочем, благодаря усилиям главы региона ситуация стабилизировалась, с нерадивыми УК и их хозяевами борются жестко. Так, совсем недавно было возбуждено уголовное дело в отношении компании «Жилкомфорт», а ее директор Никита Старун был арестован по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. Представители власти надеются, что, увидев конкретные действия по защите их интересов, жители тоже пойдут навстречу. Тем более что первые шаги по работе над гражданской сознательностью в регионе сделаны. Как сообщила на совещании замминистра ЖКХ и ТЭК Анна Елисеева, уже работает общественная приемная по разъяснению жилищного законодательства, в рамках которой проводятся бесплатные приемы и обучающие семинары для жителей. Кроме того, регион – в числе первых в России – создал Центр содействия развитию общественного контроля в сфере ЖКХ. С начала года юристами общественных организаций, сотрудничающих с центром, проведено 155 приемов, рассмотрено более 680 обращений.

DNG