Валентина Гречина: «Дом не должен быть неуправляемым»

Валентина Гречина: «Дом не должен быть неуправляемым»
5 марта правительство Волгоградской области приняло постановление «О мерах по недопущению необоснованного роста платы граждан за коммунальные услуги». О том, как должна измениться непростая ситуация с платежами населения за общедомовые нужды и как жильцам проконтролировать работу управляющих компаний по начислению платы за коммунальные услуги, – в интервью с заместителем председателя правительства Волгоградской области Валентиной Гречиной.

– Валентина Николаевна, чем вызвано принятие такого постановления?

– С сентября прошлого года вступили в силу новые правила предоставления коммунальных услуг, согласно которым при наличии общедомового прибора учета (ОПУ) их показания (за исключением того, что у нас потребили в каждой квартире исходя из индивидуального прибора либо норматива), распределяются на всех собственников в доме пропорционально площади. И эта дельта оказалась настолько велика, что вызвала серьезное нарекание граждан. Проблема стала предметом рассмотрения федеральными властями, после чего были даны поручения ситуацию урегулировать. Для этого и появилось постановление правительства Волгоградской области «О мерах по недопущению необоснованного роста платы граждан за коммунальные услуги». Оно касается именно тех домов, где установлены ОПУ, и принято для того, чтобы объяснить гражданам, откуда берется эта дельта, а заодно и оценить состояние общедомовых сетей, чтобы исключить необоснованные сверхнормативные потери, оценить состояние индивидуальных приборов учета, определить правильность их показаний. И если все в порядке, то дом, где ранее были вопросы по начислению плату по ОПУ, получает паспорт и имеет право начислять по общедомовым счетчикам. Причем подписаться под документом должны все четыре стороны: ресурсоснабжающая и управляющая организации, совет многоквартирного дома и орган местного самоуправления. До момента получения паспорта готовности плата жильцами этого дома будет производиться исключительно по нормативам.

– Люди уже почувствовали положительные изменения?

– Скорее всего, еще не почувствовали. Постановление было принято 5 марта, в соответствии с ним даны поручения региональному министерству строительства и ЖКХ, органам местного самоуправления, чтобы они совместно с управляющими организациями до 20 марта выявили дома, где дельта по ОПУ выше, чем если бы люди платили за общедомовые нужды только по нормативам. А сейчас, выявив такие дома, даны соответствующие поручения четырем управляющим ресурсным организациям, представителям совета дома, собственникам, органам местного самоуправления сделать паспорт готовности дома и надеемся, что в следующем платежном документе за апрель месяц люди почувствуют положительные изменения.

– Сами граждане могут помочь эффективнее реализовать это постановление?

– Безусловно. Тут как и мы гражданам, так и граждане нам. Не секрет, что сегодня не всегда получается диалог между ними и управляющими компаниями. Поэтому для реализации постановления и задействованы четыре стороны, в том числе муниципалитеты, которые должны быть союзниками и помощниками для граждан. Приведу в пример Михайловку, где анализ ситуации в многоквартирных домах начал проводится раньше. Там было выявлено более 30% домов, где граждане применяли все возможные ухищрения, чтобы не платить. И когда нарушения устранили, плата у жильцов заметно снизилась.

– Но практика показывает, что даже если в многоквартирных домах установлены счетчики, то их показания не всегда соответствуют размерам начислений. Кто может проконтролировать управляющую компанию, правильно ли она рассчитывает плату за те же общедомовые нужды?

– Контролировать управляющую компанию могут и сами жители многоквартирных домов. В первую очередь это Совет дома. Но даже по обращению любого собственника управляющая компания обязана в течение трех дней дать полную информацию как по показаниям общедомового, так и индивидуального прибора учета. Но не всегда так бывает. Поэтому мы рекомендовали органам местного самоуправления (особенно остро этот вопрос стоит в Волгограде) чтобы в каждом районе города были определены должностные лица, которые по обращению граждан могли бы проверять расчеты, применяемые управляющей компанией.

– Есть ли реальные рычаги у совета дома по воздействию на управляющую компанию?

– Совет дома может пожаловаться на управляющую компанию в орган местного самоуправления, который обязан защищать и поддерживать граждан. В течение 5 дней это обращение должно быть рассмотрено. И если управляющая компания не исполняет обязанности, мы собираем общее собрание собственников и выстраиваем с ней взаимоотношения.

– А если нет совета дома?

– Такие дома сегодня существуют. Но если собственники не реализуют в течение года свое право создать совет дома, либо ТСЖ, орган местного самоуправления обязан инициировать проведение общего собрания жильцов для создания таких органов. Дом не должен быть неуправляемым.

У нас в целом по области в 70% домах уже образованы советы. В Камышине, Волжском, Фролово показатель ближе к 100%. По Волгограду – около 50%. Мы много внимания уделяем этому вопросу. На Голубинской, 1 у нас есть центр жилищного просвещения, общественная приемная по разъяснению вопросов жилищного законодательства. Каждый может туда обратиться, получить необходимые методические материалы, консультации. Ежемесячно проводятся бесплатные семинары для граждан, где можно узнать все о создании совета дома. Мы готовы поддерживать активных собственников, ведь лишь неравнодушие людей поможет нам успешно реализовать все правовые акты.

– В последнее время речь идет о возврате к прямым платежам. Для граждан что-то изменится?

– Перед русорсоснабжающими организациями накопилась серьезная задолженность. Есть даже риск ограничения подачи услуг. Чтобы исключить такую ситуацию, жилищный кодекс предусмотрел право жильцам при наличии решения общего собрания собственников перечислять деньги за отопление и воду на счета ресурсосонабжающих организаций. Управляющая компания будет получать только те деньги, которые ей принадлежат – за содержание и ремонт дома. Для граждан, может, ничего и не изменится, лишь уйдут риски ограничения подачи услуг. Но с другой стороны, это должно научить управляющую компанию считать и расходовать только то, что тебе принадлежит и оказывать услуги настолько качественно, чтобы у граждан не появилась желание за них не платить. Работа по возвращению к прямым платежам активно идет в Волгограде. По поручению губернатора была подготовлена дорожная карта, где расписана последовательность перехода к прямым платежам всех домов. Уже в 1000 домах орган местного самоуправления инициировал проведение общего собрания, в повестку работы которого включены самые актуальные для граждан вопросы. Перед администрацией Волгограда стоит задача до 1 мая завершить процедуру перехода к прямым платежам.

– Валентина Николаевна, спасибо за развернутые ответы. А теперь позвольте задать вопросы, с которыми к нам часто обращаются наши читатели. Вот первый: «Почему при начислении платы за отопление учитывают и площадь балкона? На балконах ведь не стоят батареи».

– За площадь балкона не имеют право брать. Если берут – это нарушение. Вам необходимо обратиться в управляющую компанию, и если там вам не обоснуют правильность начисления платежей, обращайтесь либо в орган местного самоуправления, либо в инспекцию государственного жилищного надзора.

– Второй вопрос: «Зависит ли количество прописанных в квартире человек на плату за воду. У нас прописано пятеро, но фактически проживают лишь двое. Так вот за январь за горячую воду надо оплатить 2 тысячи рублей».

– Если не установлен индивидуальный прибор учета, то расчет применяется исходя из количества граждан на норматив потребления. Не важно, один человек проживает в квартире или два. Если прописано пять, то начисление будет производиться на пять человек. Можно лишь посоветовать установить индивидуальный прибор учета и платить за реальное потребление.

– И последний: «Как рассчитываются коммунальные платежи в домах, где первые этажи заняты коммерческими структурами?»

– Это все прописано в правилах предоставления коммунальных услуг. За индивидуальное потребление платит как правило юридическое лицо, снимая показания с индивидуальных приборов учета. А вот разница на общедомовые нужды должна распределяться на всех. И управляющие компании допускали ошибку, когда не применяли при расчете площади нежилых помещений. Сегодня эта проблема с помощью региональной инспекции государственного жилищного надзора практически решена.

Поделиться в соцсетях