Везите меня нежно

Везите меня нежно
С 1 января вступил в действие закон, который распространяется на все виды пассажирских перевозок (за исключением легкового такси). Цель нововведения – сделать российский рынок пассажирских перевозок более цивилизованным. Но как выяснили участники "круглого стола", состоявшегося в областной думе, страховые компании не готовы заключать договоры с перевозчиками, а те, в свою очередь, опасаются, что страховые тарифы могут разорить их предприятия.

Благие намерения

Откровенно говоря, трудно утверждать, что этот закон так был ожидаем российским обществом. Стало традиционным решением проблем, когда после крупных транспортных происшествий на воде, суше и в воздухе компенсации платит государство. Ну, а в случае не столь многолюдных катастроф граждане, как правило, рассчитывали только на самих себя. Во всем цивилизованном мире за жизнь и здоровье каждого перевезенного пассажира отвечает транспортная компания, и в случае смерти или травм компенсации выплачивают страховые компании. Согласно новому закону о страховании гражданской ответственности перевозчиков, пассажиры всех видов транспорта в случае возникновения вреда их здоровью, жизни или имуществу получат возможность возмещения адекватной страховой суммы, гарантированной государством.

Итак, пассажиры любого транспорта, кроме легкового такси, будут застрахованы. При гибели пассажира его наследники получат сумму в 2 млн 25 тысяч рублей. При серьезных повреждениях человека верхняя планка компенсации также установлена на уровне 2 млн рублей. В законе не забыли и про имущество, в случае его повреждения и утраты граждане также имеют право на компенсации.

– Размер компенсации за причинение вреда здоровью пострадавшим определяется по таблице в зависимости от характера причинения вреда здоровью, которые определены правительством РФ. Так, например, пассажир, получивший в ДТП сотрясение мозга, может рассчитывать на 7% от 2 млн, что составляет 140 тысяч рублей компенсации, – пояснил директор Волгоградского филиала ОАО страховая компания «Альянс» Андрей Бочкарев. – Кроме того, в законе предусмотрен жесткий срок, в течение которого должна состояться выплата, – это 30 дней. Но, уточню, не с момента происшествия, а с того дня, когда пострадавшие или наследники погибших представят соответствующий комплект документов. Законодатель предусмотрел выплату компенсации в размере 100 тысяч, которую можно будет получить в течение трех дней с момента аварии, для того чтобы срочно компенсировать пострадавшим неизбежные расходы, возникающие в таких случаях. Но эта компенсация будет выплачена при условии, что потенциально сумма возмещения вреда здоровью выше 100 тысяч рублей.

На скорую руку

Закон, полное название которого «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», был принят стремительно. Как признаются представители страховых компаний и перевозчики, они не успели толком разобраться в положениях этого документа.

– Для реализации закона должны сложиться определенные условия. Страховым компаниям нужно подготовить пакет документов, – говорит Андрей Бочкарев. – Насколько нам известно, ни одна страховая компания на сегодняшний день не имеет лицензии на данный вид страхования. Складывается парадоксальная ситуация: по объективным причинам все страховые организации смогут заключать договоры ОСГОП не ранее февраля-апреля 2013 года, а каждый пострадавший пассажир получил право взыскивать компенсацию в размерах, определенных правительством с 1 января этого года. В результате перевозчики с первого дня нового года вынуждены самостоятельно компенсировать причиненный пассажирам вред.

По словам Андрея Бочкарева, его страховая компания предлагает «спасательный круг» на тот период, пока страховые компании не получат необходимые лицензии. Они разработали на тех же условиях, в тех же размерах договор добровольного страхования для перевозчиков, который позволит им на первое время обеспечить себя страховой защитой.

Есть еще одна существенная проблема, которая тормозит заключение страховых договоров. Законом установлено, что страховой тариф по каждому из рисков, подлежащих страхованию, определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов. Предельные же значения страховых тарифов устанавливаются правительством РФ, которые были утверждены только 20 декабря прошлого года. При этом на сегодняшний день пока не утверждены правительством РФ принципиально важные для реализации закона документы: порядок расчета количества пассажиров и перечень документов, необходимых для получения выплаты.

В ожидании потерь

Перевозчики, мягко говоря, пребывают в растерянности. Представители муниципальных автотранспортных предприятий, которые выживают за счет дотаций из областного бюджета, всерьез опасаются, что существенная часть материальной помощи из казны пойдет на страховые выплаты по новому договору страхования.

В «Волгоградавтотрансе» приблизительно просчитали сумму страховых выплат. Минимальный предел тарифа за каждого перевезенного пассажира – от 35 до 68 копеек. Взяли среднее арифметическое между двумя этими цифрами – 40 копеек, скорректировали по пассажиропотоку и в итоге получилось, что предприятию потребуется на страховые выплаты порядка 30 млн. К слову, годовой бюджет предприятия составляет 600 млн рублей в год.

По словам председателя НП «Ассоциация пассажирских автотранспортников Волгограда» Юрия Белоусова, муниципальным транспортным предприятиям можно рассчитывать на то, что какую-то копеечку из бюджета выделят, изыщут средства, а вот частным маршрутным такси надеяться не на кого. И «муниципалы», и «частники» не исключают того, что придется повышать цены на проезд в общественном транспорте.

– Закон, по сути, хороший, цель ставится социально значимая, пострадавшие будут получать адекватные суммы компенсации. Но жесткие законодательные рамки могут поставить автотранспортные предприятия на грань выживания, – говорит директор ПАТП-2 Павел Грачев. – Поднимем вопрос о повышении стоимости проезда и неизбежно получим большую порцию негатива в свой адрес от возмущенной общественности. И как следствие потеряем часть пассажиров. Без поддержки государства это страхование может стать губительным для муниципального транспорта.

Кроме того, считает Павел Грачев, нельзя исключать, что возможностью получить по страховке 140 тысяч рублей не воспользуются аферисты. Принесет "некто" справку о сотрясении мозга, а поди проверь, случилось оно во время пользования транспортом или нет. Хотелось бы, чтобы закон не реализовывался в спешке, прошел всенародное обсуждение, иначе его введение может закончится повышением тарифов и перекладыванием финансовой нагрузки на кошелек пассажиров.

В работе "круглого стола" принял участие министр транспорта Волгоградской области Андрей Путин, который сообщил о том, что в правительстве планируется обсуждение темы реализации данного закона с приглашением к разговору всех, кого касается его реализация.

– Как только будут утверждены основополагающие документы, мы в правительстве проведем всестороннее обсуждение проблемы, – отметил Андрей Путин. – Нам нужно располагать точными цифрами. При подготовке к реализации данного закона мы должны учесть баланс интересов страхователей и транспортников.

– Обсуждение такой социально значимой темы, как закон, гарантирующий пострадавшим пассажирам существенные выплаты, выявил проблемы, – сказал депутат Волгоградской областной думы Владимир Кабанов. – На мой взгляд, закон требует большой доработки. Суммы компенсаций высоки, что для любого гражданина только на пользу, но при этом мы должны понимать, за счет каких ресурсов будет решаться эта проблема. В данный момент складывается впечатление, что реализация закона ляжет нелегким бременем на плечи транспортных организаций, большая часть из которых поддерживается и частично финансируются из областного бюджета. Мы выслушали представителей страховых компаний. Они сообщили, что не имеют лицензий на данный вид страхования. Необходимо время для того, чтобы подготовиться к реализации важного и нужного закона. Полагаю, что было бы правильно отсрочить на несколько месяцев штрафные санкции для незастрахованных перевозчиков, а также вступление в действие самого закона. Депутаты Волгоградской областной думы готовят такое обращение в Государственную Думу и в правительство РФ, где изложат свои предложения.

Стоит подчеркнуть: проблемы с реализацией закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков сегодня возникли по всей стране. И предложения отсрочить вступление в силу закона звучат со всех регионов, причем это единодушное мнение как страхователей, так и перевозчиков.

Сколько стоит перелом

Правительство утвердило таблицу выплат страховых взносов за перелом или рану, полученные в общественном транспорте. Самая «дешевая» травма – это ушиб, самая дорогая – полный разрыв позвоночника.

С этого года перевозчики должны застраховать здоровье своих клиентов на 2 млн рублей . «Стоимость» травм определяется в процентах от этой суммы в «Правилах расчета сумм страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевших», утвержденных постановлением правительства.

Потеря двух-трех зубов оценивается в 5% от максимальной суммы компенсации вреда здоровью, то есть в 100 тысяч рублей.

За двойной перелом одной челюсти или травматический шок пострадавший получит 200 тысяч рублей. Перелом голени обойдется страховщикам в 240 тысяч рублей, вывих плеча – в 300 тысяч рублей.

А 700 тысяч рублей станут компенсацией за потерю кисти до уровня запястья. Необратимое обезображивание лица «стоит» 800 тысяч рублей, а полный перерыв спинного мозга – 1,5 млн рублей. Ушиб — всего 2 тысячи. Если у потерпевшего несколько травм разного характера, то выплаты просто суммируются .

Поделиться в соцсетях