Военным водителям добавят «зрения»

Российские вооруженные силы внедряют новейшую отечественную систему круиз-контроля. Со следующего года российские танки, тягачи зенитно-ракетных и стратегических комплексов смогут передвигаться колоннами по пересеченной местности или шоссе в сложных климатических условиях даже при полном отсутствии видимости. Для этого, как выяснил наш военный обозреватель Александр ФОЛИЕВ, машины оснастят особыми уникальными техническими системами российского производства

Такой круиз-контроль способен не только предупредить водителя об опасном сближении с идущей впереди машиной или препятствием, но и автоматически снизить скорость. А в критической ситуации полностью остановить тяжелую колесную или гусеничную технику, предотвратив аварию. Новая разработка Военной академии войск противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского состоит из отечественного аналога микроконтроллера семейства МCS 51, оригинального программного обеспечения, ультразвукового дальномера и датчиков, размещенных спереди и сзади гусеничного или колесного транспортного средства. Ее работа основана на постоянном измерении расстояния до препятствия или идущего впереди транспортного средства и снятии показаний текущей скорости и оборотов двигателя и коленвала. На основе сопоставления этих данных рассчитывается оптимальный режим движения техники.

– Мы завершили этап моделирования, – сообщил военспец, полковник Андрей Морозов. – Весной следующего года вместе с представителями промышленности начнем практические испытания. В частности, круиз-контроль мы планируем установить на тягачи зенитно-ракетных систем «Бук» и С-300. Впоследствии, если все пройдет успешно, разработку можно будет ставить на любые военные машины, в которых есть цифровая система управления двигателем.

В отличие от гражданского варианта круиз-контроля, где водитель может вручную выставить скорость, но тормозить должен самостоятельно, военный вариант работает без участия водителя. Перед рейсом в систему вводится текущий вес автомобиля, выбираются погодные условия: «норма», «дождь» или «гололед», на основании которых потом рассчитывается тормозной путь. Во время движения водитель выбирает оптимальное расстояние до идущего впереди транспортного средства и, нажав кнопку «круиз», активирует работу микро контроллера, который самостоятельно будет управлять дальнейшим движением техники.

Ближайший аналог российской системы – разработка фирмы Volvo City Safety, принцип работы которой построен на сканировании пространства лазерным лучом, который измеряет скорость и расстояние до впереди идущей машины. В российской системе лазер заменен ультразвуковым дальномером. По словам Андрея Морозова, инфракрасные датчики требуют сложной фильтрации спектра сигнала для исключения случайных срабатываний, а ультразвуковые надежно работают в любых погодных условиях: при тумане, снегопаде и температурах ниже 50 градусов, стабильно гарантируя движение техники с заданной скоростью и безопасной дистанцией.

– Систему автоматического управления движением колонн, конечно, трудно назвать «автопилотом» в упрощенном понимании этого слова, – считает наш военный обозреватель Александр Фолиев. – Уже хотя бы потому, что она рассчитана на управление движением сразу нескольких единиц. Это, особенно в боевой и предбоевой обстановке, было и остается весьма сложной задачей. Здесь сказываются не только техническое состояние машин, но и усталость, состояние личного состава, факторы местности, погоды, времени суток и года. Предлагаемая система отвечает на большинство вызовов и решает основные поставленные перед нею задачи. Она не подменяет человека в системе «человек – машина». Скорее становится как бы промежуточным звеном в этой системе, ускоряя реакцию системы на внешние «возмущения». Конечно, это повысит среднюю скорость движения воинских колонн, безопасность и сократит время выполнения задач.

DNG