Волгоградцам рассказали о десяти старейших православных храмах региона

Волгоградцам рассказали о десяти старейших православных храмах региона
В Волгоградской области расположены уникальные старинные церкви, которые являются памятниками архитектуры XVIII-XIX веков и объектами культурного наследия. Причем большинство – действующие, во многих на Пасху прошли торжественные службы, правда, в связи с эпидемией коронавируса без прихожан.

«Волгоградская правда.ру» совместно с облкомнаследия подготовила топ-10 старинных православных храмов нашего региона, занесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

1. Лидером рейтинга, безусловно, является памятник архитектуры Церковь Сретенская, что в станице Михайловской Урюпинского района. Возводить ее начали в 1751 году, а освящение провели в 1765-м.

Примечательно, что до начала строительства этого храма в Волго-Донском междуречье не было практики возведения каменных церквей. Одной из причин этого был указ Петра I, запрещающий вести в провинции каменное строительство в связи с высокой потребностью в камне для возводившейся новой столицы молодой Российской империи – Санкт-Петербурга.

Возведение Сретенской церкви положило начало распространению новой композиции в православной архитектуре Волго-Донского междуречья, которая называется «восьмерик на четверике». Здесь трапезная соединяла ядро храма с колокольней. Именно храм в станице Михайловской будет принят зодчими за образец при дальнейшем строительстве церквей на Волге, Дону и их притоках.

Довольно любопытной была система отопления Сретенской церкви. В ее подвале располагалась своего рода котельная. Из печи дым уходил в специальные дымоходы, проходящие внутри стен храма и под полами. Эта система очень похожа на современную модель отопления «теплый пол». Так что российские зодчие уже в XVII веке использовали технологии, присущие XXI веку…  

В послереволюционные годы Церковь Сретенская оказалась, как и многие храмы страны, на грани уничтожения. Спасти ее удалось стараниями выдающегося русского художника Ильи Машкова. Станица Михайловская – его малая родина, он родился здесь и был крещен в Сретенской Церкви.

Только благодаря заступничеству художника удалось в 1931 году переоборудовать храм в Дом социалистической культуры и тем самым спасти от полного разрушения. В 1990 году старейший храм Волгоградской области был передан православной общине, после ремонта здесь возобновилась настоящая церковная жизнь.

В нынешнем году празднование Пасхи было затруднено из-за распространения коронавируса. Настоятель храма Сретения отец Виктор призвал прихожан соблюдать меры, рекомендованные Роспотребнадзором. Но отменить пасхальную службу невозможно. О ее начале жителям станицы Михайловской возвестили колокола Сретенской церкви, в том числе самый большой весом в 700 кг.

С разницей в несколько лет после строительства Сретенской церкви в нашем регионе возводятся еще несколько храмов, подобных ей по типу «восьмерик на четверике». Географически все расположены недалеко друг от друга. Это дает основания предположить, что строила храмы одна артель каменщиков. К сожалению, имена авторов старейших волгоградских храмов установить не удалось.

2. Церковь Воскресения в станице Усть-Медведицкой (ныне город Серафимович). Этот храм сначала был деревянным (начали возводить в 1718 году), а в 1782 году его стали строить уже в камне.

Прекрасный иконостас в четыре яруса, паникадило, ризы и другую утварь приобрели на пожертвования. В храме был установлен серебряный ангел весом 3,5 фунта, как бы спускающийся с небес. Всего на возведение и убранство собора ушло 13 000 золотых рублей. На деревянной колокольне были закреплены семь колоколов, самый большой из которых весил 100 пудов.

Ныне этот храм является настоящим символом города. В 1915 году уроженец станицы Усть-Медведицкой писатель Р. М. Крымов писал об этой церкви: «...она стоит на площади, в ожерелье из белой каменной ограды... Церковь обширна – в ней два алтаря: главный во имя Воскресения Христова и придел во имя Николая. Высоко расположены узкие, длинные окна. Огромная серебряная люстра тяжело нависла над серединою церкви… звон радостно слетает с колокольни, как выпущенная из клетки птица, и бесконечно долго вьется в воздухе».

Ценным архитектурным дополнением к храму стала ограда, которая была возведена одновременно со строительством храма,  с четырьмя- тремя- и однопролетными воротами по сторонам света, выполненными в духе древнерусской архитектуры. Объект культурного наследия «Церковь Воскресения. Ограда с воротами» также зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

3. Церковь Знаменская в станице Зотовской. Три года спустя после начала строительства храма в Серафимовиче стали возводить Церковь Знаменскую, что в станице Зотовской Алексеевского района. Храм ведет свою историю с 1785 года, он был построен на средства прихожан. Главы церкви и кресты на них были железные, позолоченные червонным золотом. Интерьер храма просторный и светлый.

Расписана церковь была масляными красками. С восточной стороны посредине церкви на наружной стене было иконное изображение Знамения Божией Матери и предстоящими лицами Архистратига Михаила и мученицы Параскевы-Пятницы. Освятили церковь в 1792 году.

Полтора столетия в Знаменской церкви шли регулярные богослужения. Однако, в соответствии с постановлением пленума Зотовского сельского совета Алексеевского района от 13 мая 1934 года, Знаменская церковь была закрыта, колокола сняты, а само здание храма приспособили под зернохранилище. С годами здание стало разрушаться. Только в 2000-х годах ситуация изменилась, и началось возрождение Церкви Знаменской.

4. Покровская церковь в Урюпинске. Ее строительство началось в 1785 году, все работы проводились на народные пожертвования. В годы советской власти из храма изъяли серебряные предметы богослужебного характера, разобрали каменную храмовую ограду, сняли колокола, включая самый большой весом 106 пудов.

Покровская церковь была закрыта 17 февраля 1930 года, службы в ней возобновились лишь во время Великой Отечественной войны в 1943 году. Сегодня храм широко известен не только в Волгоградской области, но и за ее пределами.

Ведь именно здесь находится чудотворная икона Урюпинской Божьей Матери, исцеляющая от болезней и  исполняющая искренние просьбы верующих.

5. Следующим храмом, согласно времени строительства, можно назвать Церковь Троицы в станице Березовская-1 Новоаннинского района. Каменная однопрестольная церковь с колокольней была заложена в 1789 году, а освящена в 1801-м. Храм был покрыт железом, выкрашенным ярью.

Вокруг церкви имелась каменная ограда. До середины 1930-х годов в церкви совершались богослужения. В 1934 году с санкции местных советских чиновников с купола скинули крест, а сама Троицкая церковь стала зернохранилищем. Позже взорвали церковную колокольню, и храм закрыли окончательно.

После Великой Отечественной войны в Церкви Троицы размещались склады и мастерская по ремонту сельхозтехники. В начале 1990-х годов разрушенное здание Церкви Троицы начали восстанавливать, и с 2000 года в храме возобновились богослужения.

6. Ведет свою историю с XVIII века и Церковь Троицы, расположенная в станице Новогригорьевская Иловлинского района (строилась в 1793-1802 годах).

Как говорится в «Своде памятников истории и культуры Иловлинского района Волгоградской области», подготовленном сотрудниками ГБУ «Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры», храм был построен по приказу генерал-поручика Алексея Ивановича Иловатского и освящен в 1802 году.

До 1928 года церковь была действующей. Затем ее купола с крестами разрушили, а само здание отвели под амбар. В настоящее время в храме сохранились фрагменты старинной росписи.

Церковь Троицы – один из значимых памятников архитектуры на территории Иловлинского района, зарегистрированный в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

7. Еще один храм-объект культурного наследия, построенный в XVIII веке, находится в станице Филоновской Новоаннинского района  это церковь Троицы с двумя престолами, которая была заложена в 1793 году.

В ней хранилась ценная утварь – богослужебные книги XVII-XVIII веков. С Отечественной войны 1812 года казаки принесли храму богатый дар, отбитый у французов: серебряный крест с черновым изображением распятого Христа и частицей мощей св. Иоанна Милостивого.  

8. На территории города Волгограда также находится объект культурного наследия, построенный в XVIII веке – Церковь Никиты Исповедника. Этому храму повезло, пожалуй, больше, чем многим остальным: он не действовал только три года, с 1940-го по 1943 год. Более двух столетий здесь проходят регулярные богослужения, совершаются православные таинства.

Церковь была построена на средства астраханского генерал-губернатора Никиты Афанасьевича Бекетова в его имении в селе Отрада. Здесь генерал Бекетов обосновался с 1780 года и прожил до последних дней (скончался в 1794 году).

Первоначально храм Никиты Исповедника был построен в форме базилики. Вдоль стен в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга располагались окна, благодаря чему внутрь поступало много света. Фасады были окрашены в светло-желтый цвет. Освящена церковь Никиты Исповедника в 1795 году.

В XIX-XX веках храм дважды перестраивался. В 1867 году церковь обветшала, ее оштукатурили внутри и снаружи, заменили рамы, двери. Церковь была расширена притворами с Юга и Севера и приобрела крестообразную форму.

В 1901 году вместо деревянной колокольни была возведена каменная. Храм приобрел тот вид, какой он имеет в настоящее время: сочетание классицизма и эклектики (с элементами древнерусской архитектуры).

Дважды в этом храме побывал Патриарх Алексий II – в 1983 году, еще будучи митрополитом Таллинским и Эстонским, и в 1993-м, уже в качестве главы РПЦ.

9. В группе старейших волгоградских памятников православной архитектуры находится и Церковь Архистрата Михаила в станице Тепикинской (Урюпинский район), которая также является объектом культурного наследия, зарегистрированным в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Возводился этот храм с 1796-го по 1802 год, на его постройку станичники затратили 24 тыс. 186 рублей. В храме были богатая церковная утварь и два древних Евангелия 1688-го и 1735 года. Фасады храма по-особенному украшены. Интерьер здания открыт во всю высоту. Трапезная соединена с храмом широкой аркой, за счет чего весь интерьер кажется единым пространством. 

Церковь Архистрата Михаила является замечательным образцом сельского храма в стиле раннего классицизма с элементами барокко и одной из жемчужин уникальной храмовой коллекции Волгоградской области. Была закрыта в 1930 году. Сейчас находится на реконструкции, священник из станицы Алексеевской приезжает сюда один раз в месяц.

10. В начале XIX века началось возведение каменной церкви с двумя престолами – во имя Сретения Господня и Святителя Николая Чудотворца на территории нынешнего села Орехово Даниловского района. Храм получил свое название – Церковь Николо-Сретенская.

Разрешение на строительство храма пришло из Синода 17 июля 1807 года. По мнению краеведов, средства на постройку храма добыты в большей степени графом Василием Васильевичем Орловым-Денисовым. И считается, что храм построен  в память о героях Отечественной войны 1812 года.

Церковь построена в стиле зрелого классицизма, есть предположение, что проект здания был изготовлен учениками великого Растрелли. Во время строительства прихожане со всей округи приносили строителям молоко и яйца. Желтки использовались для приготовления связывающего состава, секрет которого так и не был раскрыт.

Внутри под церковным куполом была установлена люстра из 150 свечей. На колокольне установили два больших (182 и 112 пудов) и несколько малых колоколов. Церковь была покрыта листовым железом и окружена каменной оградой. В 1813 году храм был освящен. Считается, что это вторая церковь в нашем крае, выстроенная в камне.

В храме пели два хора. Один из певчих – Иван Чалый, обладающий превосходным басом, – выступал в Москве, Ростове и считался русской знаменитостью. Храм известен еще и тем, что долгое время службу здесь вели известные священники из рода Ломоносовых.

В советский период имущество церкви изымалось в пользу голодающих, обменивалось, растаскивалось или уничтожалось. Сам храм использовался как подсобное помещение для хранения зерна, удобрений.

В апреле 1924 года из церкви изъяли пушку, отбитую князем Михельсоном у пугачевцев во время сражения и переданную церкви на хранение, как музейное достояние.

В 30-е годы колокола с церкви решили отправить на переплавку. Во время демонтажных работ произошла трагедия со сторонником советской власти, участвующим в работах. Внезапно один из колоколов сорвался и вместе с человеком, снимавшим его, рухнул вниз.

Ремонтировать церковь не стали. Ценная утварь, в том числе мундир графа Орлова-Денисова с золотыми пуговицами, была отправлена в музеи Ростова и Саратова. С тех пор в церкви находились лишь склады, хранилища зерна и удобрений.

В 1934 году церковь горела, но каким-то чудом здание все же сохранилось до наших дней. В 1992 году объект объявлен государственным памятником культуры и находится под охраной государства. Началась работа по восстановлению храма при участии ветерана войны полковника в отставке Ильи Ивановича Гащенко.

Однако после смерти краеведа реставрационные работы прекратились. Но даже в полуразрушенном состоянии это здание с величественными колоннами, куполом, трехъярусной колокольней и уцелевшими фресками.

нет

Комментарии

Вопиющая ошибка в статье. В Усть- Медведицкой станице церковь Воскресения Христова,в Кременском Воззнесенском монастыре Вознесенский собор. Церковь Воскресенская никак не может входить в ансамбль Кременского монастыря даже географически. Фото - Воскресенской церкви в Серафимовиче. Бережнее и тщательнее относитесь,пожалуйста ,к материалу! От имени многих волгоградских экскурсоводов прошу вас.
В 1813 году в слободе Елань была заложена каменная церковь во имя сошествия святого Духа (Духосошественская). Она была построена по проекту выдающегося русского зодчего В.П. Стасова. Монументальное здание Духосошественской церкви стоит в центре Елани. В силуэте города храму и его высокой колокольне принадлежит ведущее место. На фоне городской застройки выделяется его выразительный объем. Вместе с церковью Казанской Божьей Матери (утрачена) он определял главные архитектурные доминанты Елани. Духосошественская церковь примечательна, прежде всего, тем, что в ней наиболее полно воплощены столичные формы зрелого классицизма. Святодуховская (по другим данным Духосошественская) церковь была построена в 1820 году, каменная, с каменной колокольней. На 1865 год в ней служил о. Иоанн Руднянский, в школе которого состоялся выпуск 35 мальчиков из 60. В 1871 году священник этой церкви Афанасий Велиазариев стал благочинным по 6 Аткарскому округу. Церковь строилась на пожертвования прихожан в течение 7 лет. В 1876 году крестьянин А. Ф. Гапоненко пожертвовал 500 руб. на церковь. При ней была 2-классная церковно-приходская школа, приход 730 домов (1912), 4990 человек, 6 сектантов. В 1873 году разрешается приподнять в ней полы алтаря и амвона на 0,5 аршина и сдвинуть с места святой престол и жертвенник. В том же году её староста купец 1 гильдии из Ельца Сергей Черникин награждается золотой медалью на Станиславовой ленте. В 1887 году при храме строится школа для девочек на средства по завещанию некоего ростовщика. В архивах она описывалась так: «Красива в особенности каменная. Заложена она в 1813 году, а закончена постройка в 1820 году. Духосошественский храм в рабочем посёлке Елань Волгоградской областиВысота купола с крестом 44 аршина, длина церкви – 20 саженей, высота колокольни 50 аршин».

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях