Волгоградские медики очередной экзамен терактами выдержали на «отлично»

Случившиеся в конце прошлого года в Волгограде теракты еще раз подтвердили, насколько важна и нужна служба медицины катастроф. Уже в первые 15 минут после взрыва на железнодорожном вокзале работало 46 бригад скорой медицинской помощи, а на месте взрыва у Качинского рынка – 35 бригад. Рискуя своей жизнью, медики входили в очаги поражения и спасали людей, и сегодня многие жертвы теракта могут сказать, что они остались живы только благодаря самоотверженности людей в белых халатах.

Самое активное участие в ликвидации последствий терактов принимали и сотрудники территориального центра медицины катастроф. Их бригады также вместе с бригадами скорой помощи были на местах взрыва, оказывали экстренную помощь пострадавшим и обеспечивали их госпитализацию в крупнейшие больницы Волгограда.

– Служба медицины катастроф – это не только наш центр, – подчеркивает директор территориального центра медицины катастроф Владимир Ярмолич. – Когда случается чрезвычайная ситуация, в единой команде под руководством министра регионального здравоохранения работают все – и скорая медицинская помощь, и медицинские учреждения, и подразделения ФМБА, и мы. Только совместными усилиями можно что-то делать. Но у нашего терцентра своя специфика. Помимо оказания медицинской помощи, мы занимались еще и организационными вопросами: в какое медицинское учреждение доставить раненых, куда дать информацию, выясняли, какие специалисты есть на местах, какие необходимы, и обеспечивали их доставку к пострадавшим. Ведь в той же самой БСМП № 25, как оказалось, на тот момент не было врача-окулиста, и мы его привезли. Практически всем жертвам терактов требовалась помощь психологов, и мы их тоже собирали буквально по всему городу и развозили по больницам, где они работали в круглосуточном режиме.

Сотрудников терцентра медицины катастроф чрезвычайными ситуациями не удивишь. Они всегда работают «на передовой» медицинского «фронта». Однако до сих пор им приходилось иметь дело с природными катаклизмами и дорожно-транспортными происшествиями. Теракты с таким большим количеством погибших и пострадавших и для них стали первым серьезным экзаменом. Но они его вместе с волгоградскими скоропомощниками с честью выдержали.

– Из каждой ЧС делаешь какие-то выводы. После октябрьского и декабрьских терактов я сделал один вывод: наши специалисты и наши коллеги из службы «03» готовы к работе в любой ситуации, – утверждает Владимир Алексеевич. – Общеизвестно, что автомобилей "скорой помощи" в Волгограде недостаточно, многие из них, поступившие еще в 2007-2008 годах в рамках нацпроекта «Здоровье» уже выработали свой ресурс, требуется их дополнительное оснащение определенной техникой. Но медики оказались выше всяких похвал, продемонстрировав в этой ситуации и высокий профессионализм, и самоотверженность. Особенно мне хотелось бы отметить водителей наших бригад. Их смена – 12 часов, после чего они могут спокойно уходить домой. Но никто из них не ушел. В эти трагические дни они работали столько, сколько требовалось, и к тому же ездили в районы области, потому что теракты не отменили наши основные функциональные обязанности, и в сельских районах были тяжелые больные, нуждающиеся в госпитализации, и случались ДТП, которые требовали нашего присутствия.

Владимир Ярмолич с удовлетворением констатирует, что и в бытность областного комитета по здравоохранению, и сейчас региональный минздрав очень внимательно относится к службе медицины катастроф и, понимая значимость, старается технически оснастить ее по максимуму. Сегодня в арсенале центра самая современная оргтехника и медицинское оборудование, около 40 единиц транспорта, в том числе реанимационно-эвакуационный комплекс на базе вездехода ГАЗ-53 и пять реанимобилей на базе «Форда». Все машины терцентра, как и машины «скорой», оснащены системой ГЛОНАСС, а сейчас внедряется новая система – система диспетчеризации. Если по системе ГЛОНАСС можно отследить, в каком месте спецавтомобиль и с какой скоростью он движется, то благодаря системе «Диспетчер» можно узнать, по какому адресу машина движется, на какой вызов, по какому поводу. Кстати, Волгоградская область стала одним из четырех регионов России, где система диспетчеризации внедряется в качестве пилотного проекта, и сейчас в рамках этого проекта в область уже начало поступать оборудование и специальное программное обеспечение. И в терцентре катастроф этому очень рады: без информации и связи сейчас никуда.

Еще одно новшество в их работе: в декабре был запущен так называемый ситуационный центр – совместное детище терцентра медицины катастроф и областной клинической больницы № 1. С его помощью можно не только видеть все машины "скорой помощи" и центра медицины катастроф, передвигающиеся по территории области, но и через систему ГЛОНАСС связаться с каждой из них напрямую, без выхода на главного врача станции СМП или отделения СМП ЦРБ. Кроме того, по этой же системе можно проводить и телемедицинские консультации. Все это позволит поднять на новый уровень качество оказания экстренной помощи жителям региона.

И возможно, в скором времени «на вооружении» у медиков появятся еще и свои «крылья». В конце прошлого года состоялось заседание правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан под председательством Дмитрия Медведева, где особое внимание было уделено службе медицины катастроф и перспективам ее развития. На нем Минпромторгу совместно с Минздравом и Минтрансом России поручено до 1 августа рассчитать объемы и сроки производства специальных отечественных медицинских модулей для различных типов воздушных судов с учетом потребности субъектов РФ в обеспечении санитарно-авиационной эвакуации и проработать вопрос о предоставлении из федерального бюджета субсидий на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей на воздушные суда, используемые для санавиации. Предполагается, что в первую очередь вертолетами будут оснащены четыре межрегиональных центра медицины катастроф. А там, возможно, очередь и до нашего терцентра дойдет. Во всяком случае наши медики очень на это рассчитывают, ведь ЧС с каждым годом, к сожалению, становится все больше.