Волгоградские соцработники обсудили меры профилактики сиротства

  • Волгоградские соцработники обсудили меры профилактики сиротства
  • Волгоградские соцработники обсудили меры профилактики сиротства
  • Волгоградские соцработники обсудили меры профилактики сиротства
  • Волгоградские соцработники обсудили меры профилактики сиротства
​Новые подходы в организации работы с семьями и детьми, формирование системы комплексной поддержки – главные темы традиционной прошедшей сегодня коллегии областного комитета соцзащиты населения. В этом году акцент был сделан на обеспечении права ребенка жить и воспитываться в семье.  

На шаг вперед

– Наш регион всегда был в пятерке лучших по жизнеустройству детей-сирот. На положительной динамике сказывается и реорганизация детдомов в центры помощи ребятам, оставшимся без попечения родителей, и создание в них семейных условий, – отметила вице-губернатор Волгоградской области Зина Мержоева. – Мы на федеральном уровне одни из первых, кто совершенно по-другому переформатировал работу психоневрологических домов-интернатов для детей-сирот. Мы их сделали реабилитационными и для таких ребят находим семьи, хотя это невероятно сложно. А тех взрослых, которые не лишены родительских прав, убеждаем, что их больные дети нуждаются в тепле, внимании, заботе, помощи.

Волгоградский опыт в этом направлении изучают многие региона. В том числе, он заинтересовал аппарат уполномоченого по правам ребенка РФ. Сейчас в Волгоградской области насчитывается более 6,8 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это составляет 1,4 процента от общей численности несовершеннолетних жителей нашего региона. И количество таких ребят снижается – их берут на воспитание опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели.

– Время показывает, что решение губернатора Андрея Бочарова о передаче с 1 января этого года полномочий по жизнеустройству, сопровождению, опеке и попечительству детей органам социальной защиты было правильным, –  подчеркнула Зина Мержоева. – Цель – снижение количества детей-сирот в региональном банке данных, повышение качества социального сопровождения, чтобы как можно меньше было сирот, чтобы ребятам было тепло в замещающих семьях и не было возврата таких детей обратно в соцучреждения.

Сейчас в нашем регионе работает пять школ приемных родителей, в планах до конца 2020 года открыть их в каждом муниципальном районе. Для этого созданы два центра, где будут готовить специалистов для работы с будущими родителями.

«Почему я сирота?»

Ребенок становится сиротой по разным причинам, но чаще всего – из-за лишения папы и мамы родительских прав. Профильные службы нашего региона намерены переломить ситуацию в течение ближайших лет. Повышенное внимание станет уделяться социально неблагополучным семьям.

– Своевременное получение сигнала о неблагополучии ребенка в семье – один из главных факторов, влияющих на качество работы по профилактике социального сиротства. Большую роль играет и компетентность специалиста. Помощь должна быть всесторонней и вневедомственной, – отметил первый зампредседателя областного комитета соцзащиты Андрей Кагитин. – Позднее же выявление и неэффективная работа приводят к лишению родительских прав. Чтобы накопить опыт работы в этой сфере, создается координационный центр по раннему выявлению риска семейного неблагополучия, а на базе центров соцзащиты населения в районах станут отрабатываться «сигналы». Разработан и алгоритм взаимодействия ведомств.

«Пощупать» каждую методику

Доброй традицией уже стало не просто обсуждать актуальные вопросы, но и делиться опытом, перенимать лучшие практики. Вот и сегодня свои наработки на интерактивных площадках представили соцучреждения.

Практикующий психолог Анна Куликова обращает внимание на метафорические ассоциативные карты. Важно не то, что на них изображено – люди, пейзажи, животные, абстракция – а как это откликается в человеке.

– Этот метод в руках профессионала позволяет преодолеть эмоциональные кризисы, травмирующие ситуации, чтобы шагнуть в новую жизнь, социализироваться, стать успешным, – рассказывает специалист центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.  – С помощью метафорических карт можно найти решение внутреннего преодоления ситуации. Например, помочь подростку  переосмыслить отношение к жизни и смерти, пройти конкретную ситуацию и понять, почему возникают те или иные мысли, изменить установку внутри себя...

Наталья Безменова работает в методе комплексной сказкотерапии, который возник в северной столице и по «психологическим меркам» считается молодым.

– Это ресурсная, красивая форма работы, которая органична и не имеет возрастных ограничений. В сказках зашифрованы глубокие, очень важные для нас жизненные смыслы и важно их увидеть,  – говорит психолог, сказкотерапевт областного центра психолого-педагогической помощи населению. – Представим агрессивную, конфликтную девочку-подростка, у которой проблемы с родителями, иногда применяющие к ней меры физического наказания. Для нее сочиняется сказка, где используется образ сердца. Ну, а с мальчиками идет работа с образом внутреннего государства. Замечу, что подростки и сами с удовольствием сочиняют сказки.

Специалисты оценили каждый мастер-класс по достоинству.

– Чтобы правильно составить индивидуальную программу по предоставлению социальных услуг детям, мы каждую из них сами должны «пощупать». Поэтому интересно видеть новые подходы, – считает директор районного центра соцзащиты Ольга Корсунова. – Хотя коллегия и традиционное мероприятие, на котором поводятся определенные итоги, всегда на ней привносится что-то новое. Интересно посмотреть и на творчество детей. Думаю, всем понравились творческие номера воспитанников одного из  домов-интернатов. А это ребята  с ограниченными возможностями здоровья...

Надо вспомнить про семейное воспитание

Специалисты обращали внимание на значение профилактической работы, в том числе и планирование семьи. Нынешнее молодое поколение, к сожалению, очень инфантильно.

– Сегодня мамочки часто оказываются психологически не готовы к рождению и воспитанию детей. Поэтому важно начинать работать со школы. Раньше, напомню, был институт семьи, среди старшеклассников велись занятия. И нужно это возрождать, – продолжила тему директор районного центра соцобслуживания населения Ирина Павлик. – А еще с семьей надо работать постоянно — находясь рядом, мы не решаем за них вопросы, а поддерживаем и направляем. Есть разные технологии. И отношение к специалистам сейчас более адекватное — если ты пошел к психологу, значит, ты готов что-то изменить в своей ситуации и это — нормально.

Впрочем, аспектов очень много, и впереди у специалистов социальной сферы немало работы. Тема семьи и детства всегда была приоритетной у главы региона. На ближайшее время губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым определены важные задачи, в числе которых – поддержка семей с детьми-инвалидами, развитие инклюзивного образования, создание условий в каждом муниципальном районе.

Напомним, в мае губернатор провел рабочую встречу с родителями детей-инвалидов и общественниками. Он предложил им продолжить совместную работу по совершенствованию мер социальной поддержки, в том числе по вопросу обеспечения техническими средствами реабилитации. Также Андрей Бочаров объявил о своем решении распространить практику по внедрению системы долговременного ухода на несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.

Уже разработан комплекс мер по развитию системы сопровождения семей с детьми-инвалидами, его реализация начнется с 2020 года. Среди технологий – домашний «микрореабилитационный» центр и колл-центр для онлайн-консультирования тех, кто ухаживает за детьми-инвалидами. Поддержка именно этой категории семей будет в центре внимания очередной коллегии комитета соцзащиты.

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях