Волгоградский штаб ОНФ оценил соблюдение прав детей-инвалидов на образование

Систему коррекционного образования в Волгоградской области необходимо сохранить и расширить перечень услуг. Такое пожелание высказали родители по итогам обсуждения вопросов соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование. В целом эксперты признали работу региона в этом направлении удовлетворительной, однако обратили внимание на плохое межведомственное взаимодействие, которое приводит к нехватке информации о правах и услугах.

Целью «часа контроля», организованного региональным штабом Общероссийского народного фронта, стал мониторинг исполнения поручений президента Владимира Путина, которые он дал по итогам Всероссийского форума «Качественное образование во имя страны». Он прошел в октябре 2014 года в Пензе. Волгоградские «фронтовики» пока остановились на одном из 26 поручений и оценили уровень соблюдения прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Этот вопрос в числе основных тем обращений родителей детей-инвалидов в ОНФ, отметил руководитель рабочей группы регионального штаба ОНФ «Образование и культура как основа национальной идентичности» Сергей Забеднов. По информации комитета здравоохранения, количество детей-инвалидов на территории области постоянно растет. Если в 2012 году было зарегистрировано 6958 таких детей, в 2013 году – 7166, то в 2014 году уже 7701 ребенок. Из них только около трех тысяч детей находится в системе образования, но и здесь родители указывают на ряд нерешенных проблем. Дети остро нуждаются в лекотеке, тьюторах; в образовательных учреждениях не хватает узких специалистов, есть проблемы с получением дошкольного образования.

– Большое количество детей с ограниченными возможностями выпадает из системы образования, и озвученные цифры это подтверждают, – отметила мать ребенка-инвалида Ксения Данильчук. – Комитету по образованию в одиночку не решить эту проблему. Это возможно только на уровне межведомственного сотрудничества, которого мы пока не наблюдаем.

По словам Данильчук, назрела необходимость внести изменения и в порядок финансирования образования детей с учетом особенностей здоровья, в том числе обеспечить возможность директоров школ ввести в штат единицу тьютора.

Региональная власть выразила готовность решать проблемы, обозначенные родителями. В отдельных случаях речь идет о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы.

– Наша главная задача – сохранить систему коррекционного образования в Волгоградской области, – отметила заместитель председателя комитета по образованию и науке Волгоградской области Лариса Савина. – Кроме того, нам необходимо создать условия в каждом муниципальном или государственном образовательном учреждении, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог учиться.

Как было отмечено на мероприятии, обучение детей-инвалидов – это проблема не только системы образования, а проблема всего общества. В России только начинает формироваться культура отношения к таким детям и к инвалидам вообще, а вместе с культурой постепенно формируется доступная среда.

В региональном комитете социальной защиты населения сообщили, что до 1 октября 2015 года регион должен создать «дорожную карту» по обеспечению доступности всех сфер жизни для людей с ограниченными возможностями. Речь идет не только о системе образования, но и о культуре, спорте. Сегодня к обсуждению "дорожной карты" уже привлечены специалисты и общественность.

– Мы не говорим о том, что в регионе плохо работает система образования для детей-инвалидов. Многие проблемы связаны с отсутствием межведомственного взаимодействия комитетов по здравоохранению, образованию и социальной защите населения, – подвел итог встречи Сергей Забеднов. – Зачастую у родителей нет информации о своих правах и о том, на какую помощь могут рассчитывать их дети. Работа по мониторингу исполнения поручений президента продолжится.

DNG