Волжанин Владимир Зимовец сделал лопасть для самого мощного вертолета

В прошлом году, в День Победы, во время военного парада над Красной площадью в Москве летел и самый большой в мире вертолет Ми-28. Присутствовавший там Владимир Зимовец из Волжского смотрел в небо с особым волнением. Он знал, сколько труда вложил когда-то, чтобы поднялась в воздух эта уникальная машина.

Когда в сравнительно недавнем прошлом Евросоюзом было принято решение награждать золотой медалью и граждан России, то в числе первых наряду с детским врачом Леонидом Рошалем, кардиохирургом Лео Бокерией, кинорежиссером Кареном Шахназаровым был ею награжден и наш земляк Владимир Зимовец. Ему также выдали тогда и удостоверение дипломатического миссионера.

В нашей области, в городе Волжском, Владимир Григорьевич живет тридцать пять лет, с 1981 года. А до того он жил и работал в Челябинске, где трудился на трубопрокатном заводе. На протяжении одиннадцати лет возглавлял на этом предприятии оборонное производство. Ковал «щит Родины», высоким штилем говоря.

В шестидесятые, во времена Хрущева, американцами был разработан чрезвычайно мощный вертолет. Никита Сергеевич потребовал создать в СССР воздушную машину еще мощнее американской.

Взоры обратились к патриарху отечественного вертолетостроения Михаилу Милю. Михаил Леонтьевич ответил, что в СССР для производства такого вертолета есть все необходимое, кроме лопасти. Но это была ключевая деталь! Недаром тот же Миль не раз подчеркивал: «Вертолет – это лопасти, и все остальное, что вокруг них крутится».

У лопастей прежних советских вертолетов было очень сложное соединение с осью вращения. Делали его и на резьбе, и на фланцах, и на сварке… Но для нового вертолета-гиганта нужно было сделать сплошную такую деталь.

Когда эта идея созрела у Миля, в поисках того, кто сможет воплотить ее в жизнь, он обратил внимание на молодого еще 29-летнего инженера, звали которого Владимир Зимовец. Пригласил его к себе, поговорил с ним основательно. А когда они расстались, Михаил Леонтьевич сказал своим соратниками и подчиненным: «Вот этот парень с Урала, а ведь он сделает нам лопасть!»

– И сделали, поднялся вертолет, – подтверждает Владимир Григорьевич.

Производство новых лопастей решили организовать на Челябинском трубопрокатном заводе. Специально для выпуска этой детали даже изобретена была новая марка стали – стали электрошлакового переплава. Ее промышленное производство организовал волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь».

Но время шло, а нужного результата все не было. Основная проблема – убрать у лопасти кривизну – казалась неразрешимой. В Челябинск на разбор ситуации прибыл заместитель председателя Совета Министров СССР Николай Тихонов. Собрал совещание. Выслушав всех, задал вопрос Зимовцу: «У вас есть уверенность в успехе проекта?» «Да, мы справимся!» – заверил тот.

– Сам не совсем понимаю сейчас, – делится воспоминаниями Зимовец, – что это было с моей стороны? Озарение, самоуверенность молодости? Просто почувствовал, что задача решаема. Интуиция мне это подсказала.

Решение вопроса, как убрать кривизну лопасти, пришло к Зимовцу неожиданно, очередной бессонной ночью: надо разрезать профильные ролики прокатного стана! Озарение оказалось верным. Коллективными усилиями группы специалистов оно быстро было доведено до рабочего состояния, затем защищено и авторским свидетельством.

Первый полет, тогда еще в опытном варианте, вертолет-гигант Ми-28 совершил 14 декабря 1977 года. Произошло это на базе производства Московского вертолетного завода. Серийное производство новых вертолетов началось на Ростовском вертолетном заводе семью годами позже. И по сей день в мире не создано вертолета, который превзошел бы Ми-28 в силе тяги, в грузоподъемности.

Славный боевой путь прошел этот вертолет. Он проявил свои лучшие качества в Афганистане во время боев, в экстремальных погодных условиях Арктики, применялся в составе миротворческих сил ООН в ряде горячих точек планеты, участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Благодаря уникальной грузоподъемности российские «воздушные тяжеловозы» пользуются высоким спросом за рубежом, эксплуатируются в Канаде, Казахстане, Украине, Венесуэле, Индии, в Лаосе и Перу.

Работу по созданию лопасти для вертолета-гиганта Владимир Зимовец описал в своей книге «Соло на трубе». Он подарил эту книгу Президенту России Владимиру Путину, который остался ею очень доволен.

В 1981 году руководством отечественной промышленности было принято решение назначить Владимира Зимовца директором Волжского трубного завода. И вот уже тридцать пять лет живет он в Волжском. Сейчас Владимир Григорьевич почетный гражданин этого города. А с 2012 года Зимовец является к тому же доверенным лицом Президента России Владимира Путина. Это сейчас для него в жизни главное.

DNG