Войдут ли в моду крупные?

Совместное заседание палат городских и сельских поселений, состоявшееся при поддержке ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области», было жарким. И не только потому, что состоялось в первые дни начала отопительного сезона – темперамента заседанию добавили тема процесса оптимизации территорий в Волгоградской области.

Умные, но бедные

Участники совещания с грустью приняли во внимание замечание министра по делам территорий Волгоградской области Александра Давыдова – в настоящее время неэффективно решают вопросы местного значения 324 городских и сельских поселения, малоэффективно – 81 поселение, и только 24 поселения можно считать высокоэффективными: там население получает реальную поддержку и спешит обратиться в органы МСУ. Это итоги последнего аудита региональной КСП.

Главы многих сельских поселений согласились и утвердительно заявили, что часто бюджета только на то и хватает, чтобы заплатить штрафы, залатать долю коммунальных и дорожных дыр и начислить своим сотрудникам зарплату. Контрольно-счетная палата подтверждает такое мнение – долю расходов бюджетов на содержание органов власти в общих доходах бюджетов можно считать неэффективной в 140 поселениях, малоэффективной – в 202 поселениях, эффективной – в 43 муниципалитетах, а высокоэффективной – всего в 52 поселениях. Другими словами – большинство сельских администраций, без земельных ресурсов и развитой экономики, большую часть бюджета тратят… себе на зарплату. Хотя руководители большинства муниципалитетов подобрались деятельные и, можно сказать, отчаянные: нужно обладать большой силой воли, квалификацией и опытом управленческой работы, чтобы при таких условиях находить еще и возможности ходатайствовать перед структурами власти и общества, помогать в решении подчас сложных жизненных ситуаций односельчан. Ясно одно: пока не усовершенствована сама система местной исполнительной власти. В анализе полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения специалистами КСП также было отмечено, что решение вопросов местного значения на практике приводит к дублированию полномочий и смешению компетенции органов местного самоуправления поселения и муниципального района. Однако в силах руководителей муниципалитетов сделать работу достойной и полезной прежде всего для населения, не оставив, тем не менее, своих сотрудников без зарплаты. Постановлением губернатора Волгоградской области в начале октября создана комиссия по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления Волгоградской области.

От глав ждут предложений

Как поделился с «Волгоградской правдой» заместитель министра регионального министерства по работе с территориями Сергей Скачков, главы муниципалитетов должны до 1 ноября этого года представить в специальную комиссию свои предложения по территориальной организации. Что предлагают главы уже сейчас, замминистра не назвал, сославшись, что срок заявлений еще не истек. Однако он пояснил: «Решением комиссии по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления министерству по делам территориальных образований, а также ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области» поручено подготовить предложения по оптимизации территориальной организации местного самоуправления на территории Волгоградской области в срок до 15 ноября 2012 года». Сводный документ будет рассмотрен губернатором, правительством и областным парламентом и станет серьезной опорой для работы в повышении эффективности института местной власти в Волгоградской области. Как отмечает политолог, координатор клуба экспертов Волгограда Андрей Серенко: «Территориальные реформы, несмотря на кажущуюся отдаленность от повседневных забот, имеют важное значение для жителей, поскольку речь идет о практическом решении многих вопросов, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. Поэтому очень важно, что процесс оптимизации территориальной организации в нашем регионе будет проводиться поэтапно, не путем административной реформы «сверху», а на основе инициатив самих руководителей муниципалитетов, с привлечением мнений гражданского общества и специалистов в сфере МСУ». Эксперт в области развития органов исполнительной власти, автор нескольких книг по истории и развитию местного самоуправления Валерий Головин делает акцент на том, что процесс по оптимизации территорий должен быть основан на местных реалиях, а не на красивом прожектерстве. «Не менее важно, – отмечает Головин, – сочетать административные преобразования с экономическими. Потенциальные инвесторы делают ставку на такую местную власть, которая способна быть результативным менеджером и развивать вверенную территорию на инновационных, проектных и рыночных началах».

Территориальные реформы имеют важное значение для жителей, поскольку речь идет о практическом решении многих вопросов, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни