Выбирайте качество

  • Выбирайте качество
  • Выбирайте качество
С тех пор как государство сняло с себя ответственность за качество продаваемых в магазинах и на рынках товаров, контролируя только их безопасность, каждый из нас сам стал отвечать за качество того, что появляется у него на обеденном столе. Многие уже стали в этом деле специалистами методом проб и ошибок. Но есть в Волгоградской области профессионалы, задача которых – заботиться о том, чтобы на магазинные прилавки не попадала всякая дрянь. Одна из них – Елена Багмутова, руководитель некоммерческого партнерства «Фонд продовольственной безопасности» и Волгоградского областного общественного движения защиты прав потребителей.

На днях Елена Багмутова пообщалась с читателями «ВП» по «прямой линии» и поняла: поле деятельности для специалистов двух ее организаций – неограниченное.

– Здравствуйте, Елена Владимировна! Меня зовут Николай Сериков, Центральный район Волгограда. Роспотребнадзор принял решение о запрете ввоза мяса из США. Насколько это, с вашей точки зрения, ударит по местным производителям колбас? И что показывают проверки Фонда продовольственной безопасности – есть ли мясо в нашей колбасе?

– Николай, понятно, что запрет ввоза говядины из Америки освобождает нишу на рынке сырья. Но по законам экономики ее обязательно заполнят поставщики мяса из других стран и, в частности, наши российские производители. По прогнозам, наиболее востребованными в этой ситуации окажутся именно отечественная свинина и птица. Есть надежда, что данный запрет заставит задуматься российских аграриев о развитии кормовой базы и агропромышленного комплекса в целом – в частности, об увеличении поголовья крупного рогатого скота. Хотя это, конечно, долгосрочные проекты. Тем не менее я не думаю, что российские производители колбасных изделий начнут сворачивать производство из-за запрета экспорта мяса из США. Практика показывает, что наши предприниматели из любой сложной ситуации находят выход. Например, обновляют нормативную базу, разрабатывают стандарты организаций, внедрят так называемые «свиноемкие» технологии. А что касается того, есть ли мясо в колбасе, то оно, безусловно, есть. Но в зависимости от вида колбасных изделий, ценовой политики производителя и его добросовестности количество этого мяса у всех разное. Поэтому в каждом отдельном случае нужно разбираться индивидуально и делать профессиональную экспертизу.

От производителя до прилавка

– Вас беспокоит Олег Владимирович, Краснооктябрьский район. Я преподаю в вузе, но много лет работал в системе Госстандарта СССР. Прекрасно помню Знак качества, систему госприемки,, многочисленные экспресс-лаборатории, контролировавшие качество продукции в магазинах, помню, как готовили специалистов. Сейчас от всего этого не осталось, к сожалению, ничего. Хочу спросить, Елена Владимировна, каким образом ваша организация оценивает качество продукции, которая поступает на прилавок?

– Понимаю ваше беспокойство, Олег Владимирович. Нашему коллективу тоже не все равно, что предлагают покупателям магазины и рынки. Поэтому три года назад мы запустили программу «Качество от производителя до прилавка». Реализуется она в торговых сетях. Цель – не допустить до потребителя опасную для здоровья и нестандартную продукцию. Сегодня очевидно, что розничная торговля является конечным барьером на пути проникновения некачественной продукции к потребителям. Суть программы: по заявкам руководителей торговых сетей аккредитованная лаборатория Фонда продовольственной безопасности проводит входной контроль поступающей продукции (молочной, кондитерской, колбасных изделий и т. д.) на соответствие требованиям нормативной документации и санитарным правилам. Нестандартная продукция не допускается к реализации, что заставляет поставщиков «выравнивать» качество. Лаборатория – наша гордость. В ней два подразделения: физико-химическое и микробиологическое. Физико-химическое имеет аттестат аккредитации Госстандарта России, а микробиологическое – лицензию на работу с микроорганизмами. Каждый год они проходят проверку и подтверждают свою аккредитацию. Мы гарантируем стопроцентную объективность результатов наших анализов. Информацию по результатам проверок мы передаем в СМИ Волгограда и области (считаем это принципиальным моментом!) и рады, что теперь нашим партнером стала «Волгоградская правда» – очень авторитетная в регионе газета. Проблема лишь в том, что не все руководители сетей заинтересованы в том, чтобы покупатели приобретали качественные товары. Сетевых структур в Волгограде около десятка. Но лишь с одной из них у нас заключен долгосрочный договор о реализации программы.

Меню с японским лицом

– Здравствуйте, Елена Владимировна! Я Алина Варежникова из Краснооктябрьского района. В Волгограде получили широкое распространение предприятия, занимающиеся изготовлением суши и роллов. Насколько их продукция безопасна?

– Алина, предприятия общепита, специализирующиеся на японской кухне, действительно популярны. Об этом говорят и соцопросы, в которых, кстати, участвует много молодежи. Но японские блюда (как, впрочем, и большинство ассортимента общепита) относятся к «группе риска». Суши и роллы не подлежат термической обработке, и в их безопасности ключевую роль играет «человеческий фактор». Несоблюдение санитарных правил, слабая организация производственного контроля выпускаемой продукции, использование сырой рыбы в рецептурах непосредственным образом отражается на безопасности. Особое внимание хочу обратить на использование сырого сырья (рыбы). Такая продукция не является генетической пищевой привычкой российского населения. Сырая рыба (и то лишь отдельные ее виды!) в качестве строганины употребляется в пищу исключительно народами севера нашей страны. Более того, сырая рыба, используемая для приготовления суши и роллов, поступает на предприятия общепита не в охлажденном виде, а, как правило, после неоднократной разморозки и заморозки, а потому является сомнительной по микробиологическим показателям. Однако в Волгограде имеется сеть фастфуда, специализирующаяся как раз на японской кухне, и безопасность продукции которой мы гарантируем. Это сеть «Суши Весла», работающая в жестких рамках санитарного законодательства. Там разработана нормативно-техническая документация (стандарт организации), имеется свой заготовочный цех, не допускается использование сырого рыбосырья в готовой продукции, на каждом объекте этой сети ежемесячно проводится производственный контроль, участки приготовления продукции оснащены ультрафиолетовыми облучателями, соблюдается ст. 10 закона о защите прав потребителей, то есть наличие информации для потребителей, подтверждение соответствия продукции. Именно так, я считаю, должны работать все предприятия. Но – увы. К сожалению, большинство предприятий «японского» фастфуда работает в Волгограде с нарушениями санитарно-гигиенических режимов. Следствие – выпуск некачественной продукции. В течение последних лет эти факты неоднократно выявлялись при проверках Волгоградским областным общественным движением защиты прав потребителей.

Наша «голова» у чужого дяди

– Вас беспокоит пенсионер Анатолий Алексеевич, живу на Дар-горе в Волгограде. Мы с детства приучены к тому, что хлеб всему голова. Но недавно читаю в газетах, что ряд хлебозаводов в Волгограде и даже мелькомбинат в Городищенском районе купили американцы. Это как же понимать? Свою «голову» чужому дяде отдали? Как лично вы к этому относитесь?

– Абсолютно нормально. Если на предприятиях по-прежнему работают высокопрофессиональные коллективы, используется качественное сырье, соблюдается технология и применяется производственный контроль, продукция все равно будет качественной, независимо от того, кто собственник – российский гражданин или иностранец. А вот если будет меняться технология, сырье и все это отразится на качестве хлебобулочной продукции, тогда это будет повод для беспокойства не только у нас, но и у органов государственной власти в регионе. Вообще же, Анатолий Алексеевич, я сторонница здорового образа жизни. Мой принцип: пусть мало, но качественно. Попросите своих детей подарить вам хлебопечку. Поверьте, это замечательная вещь!..

Хитрые киоски

– Это Татьяна Иконникова, Центральный район. Сегодня в соответствии с законодательством запрещена реализация пива в киосках. Но предприниматели нашли лазейку: теперь свои торговые предприятия они сертифицируют как предприятия общественного питания. Фонд продовольственной безопасности выдает такие сертификаты? А если нет, то почему?

– Татьяна, ситуация тут вот какая. В соответствии с требованиями санитарных правил к предпринимателям НП «Фонд продовольственной безопасности» выдал сертификаты соответствия на оказание услуг общественного питания, услуг питания других типов (предприятий быстрого обслуживания). Сертификаты добровольные, то есть предприятия быстрого обслуживания могут работать, соблюдая все требования российского законодательства, и без них. И сертификаты эти мы выдавали исключительно на оказание услуг общепита, но не на торговлю пивом! Однако вместо того чтобы оказывать услуги общепита, предприниматели начали манипулировать сертификатами и нарушать Федеральный закон № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Так не получится! В связи с вышесказанным 29 января 2013 года НП «Фонд продовольственной безопасности» прекратил выдавать сертификаты, а 30 января все выданные ранее сертификаты отменил в связи с неполным перепрофилированием торговых объектов в предприятия общественного питания. Мы провели совещание с предпринимателями, где рассмотрели вопросы соблюдения правил оказания услуг общепита, наиболее часто встречающиеся нарушения при оказании таких услуг, а также меры ответственности предпринимателей при таких нарушениях.

Общественное признание – лучшим

– Здравствуйте, Елена Владимировна! Я Николай Черепков из Дзержинского района. Знаю, что Волгоградское областное общественное движение защиты прав потребителей было одним из инициаторов создания Волгоградского знака качества «Общественное признание». По каким критериям вы определяете товары, достойные этого знака?

– Да, Николай, в 2007 году Волгоградское областное общественное движение защиты прав потребителей при поддержке обладминистрации учредило Волгоградский знак качества «Общественное признание», который прошел государственную регистрацию в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и торговым знакам. Цель знака – сформировать общественное мнение за счет привлечения внимания потребителей к высококачественной продукции и услугам местного товаропроизводителя, тем самым увеличив спрос на такие товары и услуги и повысив их конкурентоспособность на потребительском рынке. Нашей задачей было не сделать из этого проекта «массовку», а внимательно и очень скрупулезно оценить качество продукта. При выборе продукции и услуги комиссия, состоящая из аккредитованных экспертов, базируется на социологических опросах, учитывая мнение потребителей, а также на результатах экспертиз программы «Качество от производителя до прилавка». В зависимости от профиля организации проходят обязательную документальную экспертизу, а пищевая продукция – дегустации и лабораторные испытания. При оценке строительных материалов испытания проходят в аккредитованных строительных лабораториях. При оценке услуг здравоохранения привлекаются эпидемиологи, осуществляется контроль стерильности инструментария и материалов и т. д.

Успех – в совместных действиях

– Это "прямая линия"? Меня зовут Тамара Каргизян, Центральный район. Слышала, что ваша организация мониторила качество кулинарной продукции в торговых сетях. Каков результат?

– Да, в рамках программы «Качество от производителя до прилавка» мы такой мониторинг проводили начиная с 2010 года. Я считаю этот проект эффективным. В том же 2010 году качество кулинарной продукции в сетях «О’кей», «Перекресток» и многих других улучшилось. Предприятия усилили санитарные режимы и отладили сырьевые потоки. Однако иллюзий мы не испытываем: некачественная партия может эпизодически появляться на прилавках. Если она вам попалась, обязательно обращайтесь в Волгоградское областное общественное движение защиты прав потребителей (проспект Ленина, 84, телефон 23-73-14). Гарантирую, что каждый такой случай будет внимательно проанализирован. И не нужно думать, что за вас это должен сделать кто-то другой! Только так мы вместе с вами и с освещением таких фактов в СМИ сможем повлиять на недобросовестных производителей.

От конфет несладко?

– Здравствуйте, Елена Владимировна! Я Людмила Аринина из Волжского. Меня интересует кондитерская продукция «Конфила». Слышала, что теперь ее изготавливают на основе пальмового масла. Правда ли это?

– Меня зовут Наталья, Ворошиловский район. Каждый день еду мимо «Конфила» и вижу слоган «Мы работаем лучше других, потому что работаем на себя!» Читать это обидно: такое ощущение, что все остальные просто не работают. К тому же и продукция «Конфила» на вкус стала хуже, чем раньше, и это несмотря на столь громкие заявления. Скажите, Елена Владимировна, насколько качественная сегодня продукция этой фабрики, отвечает ли стандартам и не изменилась ли за последние два года?

– Видите ли, уважаемые читательницы «Волгоградской правды», наша специфика – выявление продукции «группы риска», а в рамках сертификации «Конфил» к нам ни как клиент, ни как партнер не попадал – с ним работает другая структура. Могу сказать пока одно: в плане безопасности продукция этого предприятия опасений не вызывает – накануне Нового года мы проводили такой анализ сладкого подарка для детей, сформированного из продукции «Конфила». А вот чтобы определить, насколько продукция качественная и есть ли в ее составе, скажем, пальмовое масло, надо делать биохимический анализ. Если аналогичных вопросов, касающихся качества продукции данного предприятия, будет много (а мы предлагаем в качестве дискуссионной трибуны свой официальный сайт!), для нас это станет поводом сделать отбор продукции в торговой розничной сети и обратиться в ведущие НИИ Москвы и РФ, чтобы сделать абсолютно объективную высокопрофессиональную экспертизу. Ждем ваших обращений!

ВОРК – большая головная боль

– Елена Владимировна? Я Татьяна, Дзержинский район. Меня интересует оптовый распределительный комплекс на Жигулевской. Этот рынок –крупнейший в городе, я сама туда частенько езжу за покупками. Скажите, насколько безопасно приобретать там продукты? Наверное, он очень тяжелый в плане контроля?

– Очень непростой вопрос вы, Татьяна, задаете. Еще каких-то 10 лет назад ВОПР считался гордостью Волгоградской области. Созданный в 1995 году в соответствии с постановлением Правительства РФ, он должен был стать первым оптовым рынком в стране, пилотным проектом для отработки технологической, организационной и управленческой модели будущих оптовых продовольственных рынков России. Его опыт должны были взять на вооружение все субъекты Федерации. Но с тех пор многое изменилось, на оптовом распределительном комплексе неоднократно менялись владельцы, а вот с порядком становилось все хуже и хуже. Более того, во многих случаях именно отсюда, с Жигулевской, некачественная и небезопасная продукция «расползалась» на все рынки Волгограда и даже в районы области. Этот вопрос неоднократно обсуждался на совете по делам потребителей еще при предыдущем губернаторе. К нам обратилось руководства ВОРКа, и мы открыли там лабораторию и даже начали делать экспресс-диагностику на нитраты при массовом поступлении плодоовощной продукции. Но понимания у работающих на ВОРКе продавцов мы, к сожалению, не нашли, хотя относительный порядок в общепите там нам все-таки удалось навести. Жалобы на качество продаваемых на ВОРКе товаров, на обезличенную продукцию, на продукцию с истекшим сроком годности продолжают поступать, в том числе и к нам. Чтобы выстроить там систему контроля, инициатива должна исходить прежде всего от предпринимателей, которые арендуют на ВОРКе торговые площади. У них должна быть мотивация на качество! Но пока мы ее не видим. Наша организация тесно сотрудничает с ОБЭП по Дзержинскому району, и я знаю, что ВОРК находится у правоохранительных органов также под постоянным «прицелом». В свое время мы предлагали руководству области сделать барьер для некачественной продукции не только на ВОРКе, но и на всех рынках по периметру города, открыв специальные лаборатории. Однако на тот момент нас не услышали. Надеюсь пролонгировать этот диалог с нынешними властями.

Страсти по ГМО

Елена Владимировна! Я Лилия Проскурнова, Советский район. Меня волнует ГМО. Начиталась про продукты с ГМО всякого. Пишут, что, употребляя их в пищу, в следующем поколении можно получить чуть ли не мутантов. Вы часто проводите проверки. Скажите, присутствует ли ГМО в колбасах – местных или тех, которые поставляют нам из других регионов? Знаю, есть закон, который обязует производителя маркировать продукцию с ГМО. Но лично я таких маркировок не встречала ни разу.

– Лилия, вы очень «по адресу» задали вопрос. По образованию я врач и аспирантуру при Академии наук СССР проходила именно по этому направлению. Тогда, в 1978-79 годах, это было самое начало, и мы учились по учебникам Пола Берга, открывшего первую рекомбинантную молекулу ДНК. Он, кстати, предупреждал, что с этим материалом надо очень аккуратно работать – видел большие риски. С тех пор минуло почти четверть века, но отношение к ГМО по-прежнему неоднозначное. Этой теме посвящено свыше 130 научно-исследовательских проектов, ею занимались более 500 независимых исследовательских групп. Их вывод: биотехнологии, и ГМО в частности, не более опасны, чем, например, традиционные технологии селекции. Но есть и другая точка зрения, которую озвучили вы. Это неудивительно: прошло слишком мало времени, чтобы полностью изучить влияние ГМО на организм человека. Тем не менее страсти вокруг этого вопроса нагнетаются. Совсем недавно, 7 февраля, в Торгово-промышленной палате России также слушался вопрос по ГМО. Сегодня готовится проект правительственного постановления о регистрации генно-модифицированных продуктов. Он существенно упростит механизм их распространения – в этом сходятся все эксперты. Многие, в том числе и Минэкономразвития, опасаются, что после такой маркировки многим товаропроизводителям придется уйти с рынка. Что касается лично меня, то я однозначно за маркировку. У покупателей должна быть исчерпывающая информация о продукте и право выбора, покупать продукт с ГМО или без него. Я бы вам, Лилия, как специалист по защите прав потребителей и как врач, дала такой совет: употребляйте в пищу сезонные овощи, выращенные на территории нашего региона (яблоки, тыква и квашеная капуста – настоящий кладезь витаминов!), и старайтесь отказываться от мясных полуфабрикатов длительной заморозки и кондитерских изделий из непонятного сырья. Если вы не на диете, то кусок натурального мяса и тортик, испеченный на собственной кухне, гораздо безопаснее и полезнее, чем сомнительные деликатесы. Будьте здоровы и счастливы!

Поделиться в соцсетях