Выходя из дома, закрывайте за собой... Сеть

За месяц по стране прокатилась волна трагедий. Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов потребовал срочного создания специальных программ по борьбе с детскими самоубийствами. По его словам, детям, попавшим в кризисную ситуацию, должны помогать не только психологи и психотерапевты, но и все общество.

Печальные цифры
По уровню самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. На 100 тысяч детского населения ежегодно происходит порядка 4 случаев. Для сравнения: в развитых странах частота суицидов составляет от 0,4 до 1,5 случая на 100 тысяч детского населения.
Ситуация в Волгоградской области в этом смысле ничем не отличается от общероссийской. В регионе в 2011 году было зарегистрировано 3,3 случая на 100 тысяч детского населения. В реальных цифрах – это 15 детских жизней.
– Наиболее частые мотивы – конфликты со взрослыми и со сверстниками, проблемы в учебе, неразделенная любовь, – говорит уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области Нина Болдырева. – Все дети из наиболее уязвимых социальных групп – оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, из неполных семей и семей, которые стоят на различных видах учета. Но есть и из благополучных в общепринятом понимании семей.
Как предотвратить трагедию
В конце прошлого года в Серафимовичском районе Волгоградской области прошел семинар на тему детских и подростковых суицидов с привлечением специалистов областного центра психического здоровья детей. Место было выбрано неслучайно. Два трагических случая за два последних года. Проанализировав обе ситуации, специалисты пришли к выводу, что их можно было предотвратить. Воспитанницу детского дома, которая была склонна к демонстративному суицидальному поведению и в конечном итоге погибла, выпрыгнув из окна второго этажа, хотя бы на время возникшего у девушки нервного срыва можно было разместить на первом.
Наверное, можно было предотвратить и самоубийство 10-летнего мальчишки, сделавшего этот шаг вскоре после смерти матери. Анализ его истории показал, что не все было сделано для этого ребенка. Возможно, если бы специалисты районного органа опеки и попечительства воздержались от неоднократной передачи ребенка из семьи в семью, настояли на оказании ребенку психиатрической помощи, а педагоги школы помогли мальчику пережить потерю близкого человека, все сложилось бы иначе.
Понятно, что рассуждения в сослагательном наклонении не исправят ситуации, но из них необходимо делать выводы. На сегодняшний день в регионе принят ряд мер, призванных усилить внимание к этой проблеме, мобилизовать все возможные резервы воспитательных учреждений, родительского и педагогического сообщества. Работает детский «телефон доверия», в школах созданы службы примирения.
По мнению главного врача Волгоградской областной детской клинической психиатрической больницы Ларисы Раевской, ребенок должен развиваться на фоне социально одобряемой деятельности. В советские годы они росли от октябрят, пионеров к комсомольцам. Тем нашим опытом сейчас успешно пользуются многие развитые западные страны. Дело не в том, как это назвать, а в наличие «социального лифта». А у нас сегодня воспитательная роль школы утрачена. Дети перегружены изучением самых разных предметов, для многих эта нагрузка непосильна. У школьников нет времени на живое общение, на построение взаимоотношений. Выход они находят в виртуальном общении.
На базе больницы есть центр кризисных состояний, где оказывают помощь в сложных ситуациях. Но основную профилактическую работу, по мнению психиатра, нужно проводить в школе и в семье.
Смотрите, с кем он дружит в «паутине»
Подростковые суициды отличаются тем, что их герои в абсолютном большинстве не предполагают законченные случаи. Большинство ситуаций – это демонстративное поведение, желание обратить внимание, продемонстрировать свой протест.
– Нельзя недооценивать слова ребенка, – уверена Нина Болдырева. – Если он проговаривает, что способен на отчаянный шаг, значит, он и вправду может это сделать. А что в таких ситуациях обычно предпринимают взрослые? Отмахиваются. А нужно с ребенком говорить, переживать его ситуации, проигрывать, вплоть до того, что брать за руку и вести к специалисту.
По словам Нины Болдыревой, Павел Астахов справедливо обращает внимание педагогов, родителей, психологов на контакты детей в Интернете. Родители недооценивают особенности и свойства сети, потому что сами выросли в мире, далеком от виртуального пространства. А их детям глобальная сеть порой заменяет реальный мир.
В пример она приводит ролик социальной рекламы, сделанный в Германии. Суть его в том, что оставить ребенка наедине с Интернетом – все равно, что уйти из квартиры и оставить дверь открытой. Любой посторонний может зайти и начать общение с вашим ребенком. Может обидеть, внушить что-то, заставить что-то сделать...
– В первую очередь, на эту проблему должны обратить внимание родители, проявляя интерес к кругу общения в сети своих детей, – считает Нина Болдырева.

Куда обращаться родителям и детям за экстренной психологической помощью:
Детская «горячая линия» «Ты не один» (8442) 38-03-03 (сайт www.telefondoveria.ru), 8-800-2000-122.