Выходя из дома, закрывайте за собой... Сеть

Выходя из дома, закрывайте за собой... Сеть
За месяц по стране прокатилась волна трагедий. Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов потребовал срочного создания специальных программ по борьбе с детскими самоубийствами. По его словам, детям, попавшим в кризисную ситуацию, должны помогать не только психологи и психотерапевты, но и все общество.

Печальные цифры
По уровню самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. На 100 тысяч детского населения ежегодно происходит порядка 4 случаев. Для сравнения: в развитых странах частота суицидов составляет от 0,4 до 1,5 случая на 100 тысяч детского населения.
Ситуация в Волгоградской области в этом смысле ничем не отличается от общероссийской. В регионе в 2011 году было зарегистрировано 3,3 случая на 100 тысяч детского населения. В реальных цифрах – это 15 детских жизней.
– Наиболее частые мотивы – конфликты со взрослыми и со сверстниками, проблемы в учебе, неразделенная любовь, – говорит уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области Нина Болдырева. – Все дети из наиболее уязвимых социальных групп – оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, из неполных семей и семей, которые стоят на различных видах учета. Но есть и из благополучных в общепринятом понимании семей.
Как предотвратить трагедию
В конце прошлого года в Серафимовичском районе Волгоградской области прошел семинар на тему детских и подростковых суицидов с привлечением специалистов областного центра психического здоровья детей. Место было выбрано неслучайно. Два трагических случая за два последних года. Проанализировав обе ситуации, специалисты пришли к выводу, что их можно было предотвратить. Воспитанницу детского дома, которая была склонна к демонстративному суицидальному поведению и в конечном итоге погибла, выпрыгнув из окна второго этажа, хотя бы на время возникшего у девушки нервного срыва можно было разместить на первом.
Наверное, можно было предотвратить и самоубийство 10-летнего мальчишки, сделавшего этот шаг вскоре после смерти матери. Анализ его истории показал, что не все было сделано для этого ребенка. Возможно, если бы специалисты районного органа опеки и попечительства воздержались от неоднократной передачи ребенка из семьи в семью, настояли на оказании ребенку психиатрической помощи, а педагоги школы помогли мальчику пережить потерю близкого человека, все сложилось бы иначе.
Понятно, что рассуждения в сослагательном наклонении не исправят ситуации, но из них необходимо делать выводы. На сегодняшний день в регионе принят ряд мер, призванных усилить внимание к этой проблеме, мобилизовать все возможные резервы воспитательных учреждений, родительского и педагогического сообщества. Работает детский «телефон доверия», в школах созданы службы примирения.
По мнению главного врача Волгоградской областной детской клинической психиатрической больницы Ларисы Раевской, ребенок должен развиваться на фоне социально одобряемой деятельности. В советские годы они росли от октябрят, пионеров к комсомольцам. Тем нашим опытом сейчас успешно пользуются многие развитые западные страны. Дело не в том, как это назвать, а в наличие «социального лифта». А у нас сегодня воспитательная роль школы утрачена. Дети перегружены изучением самых разных предметов, для многих эта нагрузка непосильна. У школьников нет времени на живое общение, на построение взаимоотношений. Выход они находят в виртуальном общении.
На базе больницы есть центр кризисных состояний, где оказывают помощь в сложных ситуациях. Но основную профилактическую работу, по мнению психиатра, нужно проводить в школе и в семье.
Смотрите, с кем он дружит в «паутине»
Подростковые суициды отличаются тем, что их герои в абсолютном большинстве не предполагают законченные случаи. Большинство ситуаций – это демонстративное поведение, желание обратить внимание, продемонстрировать свой протест.
– Нельзя недооценивать слова ребенка, – уверена Нина Болдырева. – Если он проговаривает, что способен на отчаянный шаг, значит, он и вправду может это сделать. А что в таких ситуациях обычно предпринимают взрослые? Отмахиваются. А нужно с ребенком говорить, переживать его ситуации, проигрывать, вплоть до того, что брать за руку и вести к специалисту.
По словам Нины Болдыревой, Павел Астахов справедливо обращает внимание педагогов, родителей, психологов на контакты детей в Интернете. Родители недооценивают особенности и свойства сети, потому что сами выросли в мире, далеком от виртуального пространства. А их детям глобальная сеть порой заменяет реальный мир.
В пример она приводит ролик социальной рекламы, сделанный в Германии. Суть его в том, что оставить ребенка наедине с Интернетом – все равно, что уйти из квартиры и оставить дверь открытой. Любой посторонний может зайти и начать общение с вашим ребенком. Может обидеть, внушить что-то, заставить что-то сделать...
– В первую очередь, на эту проблему должны обратить внимание родители, проявляя интерес к кругу общения в сети своих детей, – считает Нина Болдырева.

Куда обращаться родителям и детям за экстренной психологической помощью:
Детская «горячая линия» «Ты не один» (8442) 38-03-03 (сайт www.telefondoveria.ru), 8-800-2000-122.

 

Поделиться в соцсетях