Выставка древних икон открылась в Волгограде

  • Выставка древних икон открылась в Волгограде
  • Выставка древних икон открылась в Волгограде
  • Выставка древних икон открылась в Волгограде
  • Выставка древних икон открылась в Волгограде
Выставка «Икона в истории Государства Российского» представляет собой своеобразный взгляд на историю нашей страны и народа сквозь призму иконописного творчества разных времен. Идея экспозиции принадлежит руководству Волгоградской епархии Русской православной церкви. На ней представлены цифровые копии икон, начиная с самых первых икон древней Руси, созданных в периоды от XII века и вплоть до начала ХХ века.

Шедевры домонгольской Руси

Руководитель отдела религиозного образования и катехизации епархии игумен Христофор (Казанцев) передал при открытии выставки благодарность ее организаторам от митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора за проделанную ими колоссальную работу.

– Выставка несет в себе большой просветительский потенциал, – отметил отец Христофор. – Удивляет разнообразие представленных на ней икон, которые берут свои названия от наименований старинных русских городов – иконы ярославские, владимирские, тихвинские, смоленские… Чуть ли не всю карту нашей страны они собой отображают. Каждый большой ее город имеет собственную икону, к которой притекают его жители и которая именуется по названию этого города. В этом невозможно не узреть покров Божьей Матери, простертый над нашей страной, над святой нашей Русью. И невольно приходят на память слова известного священника и ученого Павла Флоренского: «Икона – это окно в жизнь божественную, в жизнь небесную, в жизнь вечную».

Цифровые копии древних икон были предоставлены для проведения выставки Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем, музеем древнего русского искусства имени Андрея Рублева. Есть также здесь и подлинные старинные иконы, выполненные на деревянной основе и переданные для проведения выставки из частных коллекций.

Сотрудницей музея «Россия. Моя история» Анной Бойко была проведена краткая экскурсия по выставке для пришедших на ее открытие волгоградцев и гостей города.

Иконы, написанные в домонгольский период существования Руси, сохранились ныне в очень небольшом количестве – насчитывается их теперь не больше двух десятков. Тем большее внимание они вызывают к себе.

Это, к примеру, иконы «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный». Иконография «Устюжского Благовещения» явно заимствована от византийской иконографии. Хотя название ее исходит от Великого Устюга, у исследователей есть основания считать, что создана она была на самом деле в Новгороде.

В иконах отразилось время

Далее следуют иконы времени монгольского нашествия на Русь. Они создавались монахами в технике темпера, красками, замешанными на основе яичного желтка. Поэтому от многих среди них как бы исходит желтоватое свечение. Таковы иконы «Успение», «Архангел Михаил», «Святой Никола Липенский». Одна из них, икона Богоматери Владимирской, перевезенная в город Владимир из Вышгорода князем Андреем Боголюбским, была одною из любимейших икон княжеской династии Рюриковичей. Она поныне почитается как чудотворная – считается, что она оберегает Русь от нашествий захватчиков.

Тут же представлены великие, иначе сказать невозможно, иконы – «Троица Ветхозаветная» иконописца Андрея Рублева, «Троица Животворящая» Симона Ушакова.

Персонажи иконы «Молящиеся новгородцы», заказчиком которой был знаменитый в ту пору боярин Антипа Кузьмин, автором ее как бы расставлены в два яруса. На верхнем ярусе изображены Спаситель, Богоматерь и апостолы, на нижнем – сами новгородцы, приносящие молитву им. 

В конце XIV века написана была также икона «Архангел Михаил». Надписи, выполненные на ней на золотистом фоне, сделаны на греческом языке. Однако, как считают исследователи древней русской иконописи, есть у этой иконы и русские стилистические корни.

Волнообразно проходило на протяжении многих веков развитие нашего государства – как через войны, так и через мирные периоды. При этом претерпевало изменения и искусство иконописи – одни и те же образы заметно изменяли облик свой в соответствии со взглядами на церковь, на художественное творчество, преобладавшими в то или иное время. И по представленным на выставке иконам можно отследить, сравнить, как на Руси менялись стиль и техника создания иконописных образов в различные века.

Здесь можно увидеть, к примеру, как фрески XIV–XVI веков, так и иконы, созданные в период нового и новейшего времени. По сути дела, вся история Руси представлена на этой выставке через иконописное творчество, вплоть до начала ХХ века.

Выставка вызовет несомненный интерес к себе со стороны как воцерковленных, так и светских ее посетителей. Действовать будет она вплоть до 8 декабря включительно.

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях