Я б работать в ТОС пошел, пусть меня научат

Многие председатели ТОСов признаются: когда отгремят фанфары очередного праздника или областного форума, с особой остротой начинают терзать мысли о том, может ли ТОС быть полноценным хозяйствующим субъектом.

Начальник отдела по работе с некоммерческими организациями управления минюста по Волгоградской области Анна Лепешкина уточнила нюансы, может ли ТОС зарабатывать деньги и быть работодателем.

Анна Сергеевна, по данным региональной КСП, основным источником деятельности ТОСов являются не только премии из областного бюджета ( в 2011 году – 203,8 млн), но и доходы от платных услуг (7,6%), которые в основном являются услугами в сфере коммунального хозяйства, благоустройства. Может ли ТОС заключать договор с администрацией поселения или района, учреждениями и организациями на предоставление коммерческих услуг?

- В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС – некоммерческая организация и может осуществлять предпринимательскую деятельность и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Пунктом 8 статьи 27 № 131-ФЗ закреплено право органов ТОС осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.

Некоторые главы муниципалитетов считают, что с ТОСом можно заключить договор на выполнение услуг по благоустройству, ремонту дорог, чтобы «обойти» 94-й ФЗ. На счет общественного самоуправления в связи с этим поступают средства – более 100 тысяч рублей. ТОС действительно может не участвовать в муниципальном конкурсе?

– Это заблуждение, которое может привлечь интерес прокуратуры и других контролирующих органов. Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в статье 8 определено, что участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. При этом преимуществами перед иными участниками размещения заказов ТОСы не обладают.

Часто ТОСы оказывают материальную помощь не в границах общественного самоуправления, а к примеру, в границах поселка. Председатели мотивируют это тем, что «тосовские» дети ходят в школу, детский сад, посещают кружки, а учреждениям необходимо помочь с ремонтом. Правомерно ли это или ТОСы могут тратить средства только в границах общественного самоуправления?

– Территория ТОСа – это его зона ответственности, и, следовательно, денежные средства должны тратиться на благоустройство и другие нужды его территории. В то же время существует понятие благотворительной деятельности, определение которой дано в статье 1 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки). Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. При этом денежные средства либо имущество, передаваемые в качестве благотворительных пожертвований третьим лицам, должны быть соответствующим образом документально оформлены.

– Региональная программа поддержки ТОСов развивается, по итогам прошлого года 70 общественных самоуправлений получили премии от участия в областном конкурсе свыше миллиона рублей. Поэтому в этом году значительно возросла материально-техническая база ТОС: покупаются трактора, "газели" и т. п. Может ли ТОС оказывать коммерческие услуги (в том числе и транспортные) за пределами территории общественного самоуправления?

– Этот вопрос имеет важные юридические нюансы. ТОСы как юридические лица имеют право приобретать любое имущество, необходимое для реализации уставных целей. Однако законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов. Среди них как раз транспортная деятельность. Так что ТОС, увы, не может предоставлять услуги общественного транспорта, как и не имеет право заниматься розничной торговлей, медицинским обслуживанием, электроснабжением. Есть много приоритетных сфер, которыми может заниматься общественное самоуправление. Большинство ТОСов региона успешно развивают услуги по благоустройству. Но нужно помнить, что ТОС – это не только хозяйствующий субъект, но и действенный институт гражданского общества. Прежде всего ТОС – это социальное лобби жителей перед различными властными структурами.