Язык до столицы доведет

Язык до столицы доведет
Победителем областного конкурса стала молодой педагог – преподаватель английского языка Марина Долгачева. Она родом из Новой Анны, после окончания Волгоградского педагогического университета пришла работать в гимназию № 14, где на протяжении 10 лет учит детей английскому. Корреспонденту «ВП» один из лучших педагогов региона рассказала о себе, своей профессии и о возможностях, которые открывает изучение языка.

Пройти дорогой исследователя

– Марина Владимировна, каково испытание медными трубами?

– Надеюсь, что у меня хватит силы воли и чувства юмора, чтобы не перепутать гордость за себя со звездной болезнью.

— Какие моменты в ходе конкурса были неожиданными и приятными?

— Когда незнакомые люди стремились помочь. И дети, и родители. Все были открыты, я видела живой отклик. Эти мосты взаимопонимания дали ощущение, что конкурс не просто состязание, а нечто большее.

– В течение пяти дней конкурсанты проводили открытые уроки, мастер-классы, классные часы и родительские собрания. Чем вам удалось удивить жюри?

– В своей визитке я постаралась передать то, что я – позитивный человек и весь мир, в том числе и школа, представляется мне собранием ярких красок. Новые образовательные стандарты я представила в виде желтого цвета, чтобы они засияли, как солнце, и помогли разрешить проблемы, имеющиеся в образовании. Если говорить об уроках, то на одном из них мы составляли с детьми буклет для туристов, желающих посетить США. Тема была довольно сухая – географическое положение Соединенных Штатов. Чтобы уйти от штампов – где располагается и какими океанами омывается страна, я решила неформально подойти к этому вопросу и дать детям возможность почувствовать себя путешественниками.

– Приходилось действовать экспромтом?

– В ходе составления этого туристического буклета я заранее предполагала, что у ребят возникнет некая трудность, которую мы будем вместе преодолевать. Но нашелся один ученик, который заявил с ходу, что знает, как справиться с заданием. Такого поворота событий в моих планах не было. И тогда я предложила ему сохранить его открытие в секрете до конца урока. И пройти дорогой исследователя, чтобы потом узнать, прав он был или нет.

– Жюри было благосклонно к вам?

– Жюри выносило очень конструктивную критику, которая мне поможет при подготовке к следующему этапу конкурса. Те замечания, которые они мне высказывали, выглядели не как придирки, а как желание помочь.

– Почему вы пошли в педагогический вуз?

– Сразу скажу, что ни одного учителя среди моих родственников нет. Я первая в своем роде. Выбор профессии передо мной никогда не стоял. Как только я пришла в 1-й класс, сразу решила, что стану учителем. Вопрос стоял только – учителем чего? Сначала мне нравился русский язык, но с 5-го класса открыла для себя мир иностранного языка. Это было настоящее удивительное потрясение – можно общаться с людьми и понимать друг друга не на русском языке. Предмет меня увлек настолько, что я точно решила, что буду учителем иностранного.

Говорить без страха

Вспоминаю свои уроки английского: «Читаем учебник Старкова и переводим прочитанное». Сегодня так же скучно учить английский?

– Нет, сегодня уроки иностранного – это интерактив, это беседа, в ходе которой дети не боятся делать ошибок. Мы в свое время боялись. А сегодня все направлено на то, чтобы ребенок говорил без страха. Пусть что-то не получается, главное, чтобы тебя поняли. Кроме того, сегодня дети имеют гораздо больше шансов для выезда за границу. Это серьезный стимул для изучения иностранного языка.

– Коллеги, которые занимаются на языковых курсах, рассказывали, что сегодня на занятиях пишут друг другу электронные письма, смс-ки. До школы такие формы обучения добрались?

– Как вариант есть блоги для общения на иностранном языке, которые ведет ученик. Учитель просматривает их. Это новое течение, которое связано с инновационными образовательными технологиями. На самом деле много всяческих приемов и средств. Я стараюсь по максимуму использовать возможности интерактивной доски. Там есть интересная программа, которая позволяет из неподвижных фигур делать подвижные и озвучивать их, как захочет ученик. Он сам придумывает текст, создавая своего рода ожившие комиксы.

– Вы строгий или добрый учитель?

– Уроки иностранного отличаются от других, потому что идет постоянное общение, диалог. Здесь нельзя вызывать к доске и требовать ответа. Наверное, я лояльный учитель, но не попустительски.

Играю на гитаре и учу французский

– А расскажите, какая вы мама? Я знаю, у вас двое детей…

– Мой пятилетний сын после конкурса сказал мне: «Ты самая лучшая». Стараюсь быть для них такой, но с учительский профессией это не так просто. Хочется уделять им больше внимания. Дочь учится здесь же в гимназии, сын ходит в детский сад. Они очень активные, подвижные. И хорошо, что их двое. Дочь увлекается восточными танцами, сын – борьбой и плаванием.

– А чем увлекаетесь вы?

– Игрой на гитаре. Люблю этот инструмент с детства. Школу музыкальную не оканчивала, основные аккорды показал брат, а потом я начала заниматься сама. Сейчас самостоятельно пытаюсь выучить французский или итальянский языки.

– Самостоятельность – это главный принцип жизни?

– Да, это про меня.

– Вы везучий человек?

– В лотерею миллион долларов не выигрывала. Скорее, я тот, кто ставит цель и ее добивается. Это, наверное, не везение. Это что-то другое.

– Если на минуту представить, что вы министр образования?

– Представила. Что бы я сделала? Сейчас в системе образования главным является вопрос разработки профессиональных стандартов учителя. Вопрос сложный и неоднозначный. Профессия учителя – творческая, и загонять ее в какие-то рамки было бы очень трудно и неоправданно. Если б я была министром образования, то внимательней прислушалась бы к мнению общественности по этому вопросу. Потому что у общественности очень много замечаний к уже разработанному проекту.

– Безусловно, областной конкурс – это знаковое событие. А что дальше? Какие следующие ориентиры?

– Хотела бы вплотную заняться научной деятельностью, написать кандидатскую диссертацию.

– Вам предстоит представлять волгоградских педагогов на всероссийском конкурсе в Москве, который состоится осенью этого года. Значит, прощайте летние каникулы?

– Летом намечается семинар в Москве, где будет возможность познакомиться, заранее оценить своих соперников. Хотя на областном этапе конкурса мы не считали друг друга соперниками, всячески поддерживали друг друга и переживали. Хотелось, чтобы и на всероссийском этапе не было скрытых течений и подводных камней, а было больше открытости.

Поделиться в соцсетях