Земля под взглядом «Ока государева»

Нарушения в области землепользования составляют более 11% всех правонарушений, совершаемых в сфере экономических отношений. На вопросы о том, каким образом переступается закон и как этого не допустить, читателям «ВП» рассказывает начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и экологии областной прокуратуры Владимир Чернышов.

– Владимир Васильевич, как вы охарактеризуете состояние законности в сфере земельных правоотношений?
– Соблюдение земельного законодательства можно оценивать по различным критериям. Приведу лишь цифры прокурорской статистики: за 10 месяцев этого года органами прокуратуры области выявлено 1631 нарушение, по ним внесено 1256 актов прокурорского реагирования – протестов, представлений, заявлений в суды и так далее. Много это или мало? Сравнительный анализ показывает, что нарушения в области землепользования составляют более 11% всех правонарушений, совершаемых в сфере экономических отношений, и 3% всего массива установленных прокурорами нарушений федерального законодательства. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, должен признать, что состояние законности здесь далеко от идеального.
– Почему органами прокуратуры уделяется внимание именно этой отрасли законодательства, ведь существуют и другие, не менее важные, – например бюджетное законодательство, законодательство о собственности и т. д.?
– Надзор за исполнением земельного законодательства – один из приоритетов нашей работы в сфере экономики. Это прямо предусмотрено пунктом 8 Приказа Генерального прокурора РФ № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». А в статье 1 Земельного кодекса РФ говорится о том, что земля – основа жизни и деятельности человека, регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Думаю, этим все сказано. Но в то же время и названные вами бюджетное законодательство, законодательство о собственности, да и многие другие отрасли входят в орбиту прокурорского надзора.
– С какими нарушениями законов о земле наиболее часто сталкиваются органы прокуратуры Волгоградской области?
– Если в качестве основания классификации рассматривать субъект правонарушения, то на первом месте окажутся нарушения земельного законодательства, допускаемые должностными лицами исполнительных органов местного самоуправления, проще говоря – администраций районов и городских округов. Во многом это обусловлено тем, что именно данными органами власти на местах проводится львиная доля правоприменительной работы по распоряжению земельными ресурсами, поскольку в силу статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется по общему правилу органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
На втором месте – правонарушения хозяйствующих субъектов, в первую очередь, использование земельных участков без правоустанавливающих документов. Но данный показатель примечателен еще и тем, что является важнейшим индикатором правового неблагополучия опять же в деятельности органов местного самоуправления. Зачастую фирме или предпринимателю дешевле и быстрее заплатить штраф по статье 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за самовольное занятие земли, чем добиться оформления земельных отношений в администрации района или городского округа.
– Наверное, дело в пресловутых административных барьерах?
– Абсолютно верно! Материалы прокурорского надзора позволяют мне говорить о том, что в сфере распоряжения земельными ресурсами они распространены, пожалуй, в наибольшей степени.
Нередко административные барьеры в виде не предусмотренных законом процедур, необходимости представления дополнительных документов, устанавливаются в муниципальных нормативных правовых актах. На практике один незаконный пункт может разрушить нормальную систему правоотношений, привести к массовым нарушениям прав граждан, создать условия для коррупции.
Нетрудно догадаться, для каких целей формулировался и к каким последствиям привел п. 3.6 одного из Положений Среднеахтубинской районной думы, не предусматривавший в случае подачи нескольких заявок на выделение одного земельного участка проведения торгов, а вводивший принцип приоритета первой по времени регистрации в администрации района заявки по отношению ко всем остальным. И районная прокуратура, и мой отдел были буквально завалены обоснованными жалобами граждан на невозможность получения земли в Средней Ахтубе законным способом, заявления нужных людей оказывались в администрации раньше других. Благодаря прокурорскому вмешательству сейчас данная норма приведена в соответствие с законом.
– Помимо издания незаконных муниципальных правовых актов, какими еще способами чиновники нарушают права граждан и организаций?
– Незаконным отказом в предоставлении земельных участков по надуманным основаниям, в том числе льготным категориям граждан.
Например, прокуратура Волгограда установила, что гражданин Кривошеев обратился в администрацию города с заявлениями о выделении в Тракторозаводском районе города земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В нарушение ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», гарантирующей инвалидам право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, мэрия города ответила мужчине отказом, сообщив о формировании участка для выставления на аукцион.
Вступившим в законную силу решением Тракторозаводского районного суда Волгограда удовлетворено исковое заявление прокуратуры Волгограда, предъявленное в защиту нарушенных интересов Кривошеева. Теперь администрация обязана будет предоставить ему участок без проведения торгов.
Факты незаконных отказов в выделении земли послужили основанием для принятия мер реагирования прокурорами Волжского, Городищенского, Котельниковского, Котовского районов области.
Другая проблема, требующая пристального прокурорского внимания, – волокита в органах местного самоуправления при рассмотрении заявлений граждан и хозяйствующих субъектов о выделении земельных участков.
С назначением административных наказаний по ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ (нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков) в 2011 г. рассмотрено 21 постановление прокуроров Волгограда, Камышина, Быковского, Дубовского, Среднеахтубинского районов области, Фроловского межрайонного прокурора о возбуждении административных дел в отношении чиновников-волокитчиков.
Но я ни за что не поверю, что в других муниципальных образованиях никогда не нарушаются сроки рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков. Поэтому аппарат прокуратуры области требует от горрайпрокуроров кардинального расширения практики привлечения к административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления.
– Какие еще задачи сегодня стоят перед органами прокуратуры на данном участке надзора?
– Самая главная задача – уйти от мелкотемья, сосредоточиться на пресечении действительно серьезных препятствий на пути становления и развития нормальных правоотношений в сфере землепользования. И конечно обеспечить неукоснительное применение принципа неотвратимости юридической ответственности за нарушения законов о земле.
Именно такое вмешательство органов прокуратуры, при условии, что оно является своевременным и приводит к реальному восстановлению ущемленных прав, наиболее востребовано в современных условиях, повышает уровень доверия и укрепляет авторитет органов прокуратуры. На это нацелены все горрайпрокуроры региона.