Жизнь в "Умилении"

В селе Заплавном Ленинского района работает уникальный центр православной культуры. "Умиление" – целый образовательный комплекс: с детсадом, гимназией, семейным детдомом, школой искусств, домом трудолюбия, учебно-опытным подсобным хозяйством. Сегодня в Центре воспитываются 380 детей. О том, чему и как их здесь учат, узнал наш корреспондент Мария Злобина

Все его подразделения представляют собой единую преемственную, непрерывную, целостную систему воспитания и образования. В «Умилении» стремятся дать не только достойное воспитание, но и сформировать в ребенке духовность через православное мировоззрение, любовь к Богу, людям и своей Родине. Руководитель проекта Антонина Савиничева, педагог по образованию, рассказывает, как пришла идея создать именно такой центр:

– Это были трудные 90-е годы, видела, как дети страдают, что они голодны и брошены. Сначала мы открыли кружки, и дети потянулись, им было тепло, уютно. Они приходили к нам покушать, и мы несли все свои запасы, чтобы их накормить. Все подкрепляли молитвой, дети видели и стали сами приходить в храм. Они были воодушевлены своими достижениями, загорелись и поняли – здесь есть что-то другое, доброе. Здесь нет никакого открытия, просто надо жить по любви и любить людей.

Все начиналось с восстановления храма, ведь только с Богом можно сделать такую благодать: «без Бога не до порога».

С Богом в душе

"Если не вести детей к Богу, то они потеряются в этом сложном и жестоком сегодняшнем мире. За детей надо бороться", – считают педагоги «Умиления».

Настоятель Свято-Никольского храма протоиерей Олег (Поляков) знает каждого из педагогов и воспитанников Центра, всех их можно смело назвать его прихожанами: они часто исповедуются и причащаются в храме, расположенном прямо на территории «Умиления».

Со временем Центр постепенно расширялся: классическая православная гимназия стала еще одной серьезной вехой в развитии духовного центра «Умиление». Она рассчитана на 500 человек. Ранее здесь был построен православный детский сад для 120 детишек, также на базе центра были созданы приемные семьи.

Однако родители многих детей просили открыть и православную школу. И вот, буквально за год, исключительно на средства благодетелей, и была построена классическая гимназия.

На примере царской семьи

Современное здание из трех этажей – просторные светлые классы, комнаты отдыха, трапезная, спортивный зал с душевыми и туалетными комнатами, комнаты отдыха. На первом этаже занимаются девочки, на втором – мальчики. С самого начала тут принята гендерная система образования, при которой мальчики и девочки воспитываются отдельно.

Мальчики-кадеты приветствовали нас возгласом «Здравия желаем!», а девочки склонялись в реверансе. Это было необычно, так обращались к гостям в дореволюционной России.

Из мальчика стремятся вырастить настоящего мужчину – мужественного, надежного, умеющего и свою страну защитить, и руками поработать. Из девочки – будущую мать, хозяйку, хранительницу очага. Воспитание здесь проходит в духе лучших образцов православного наследия России – на примере семьи последнего императора Николая II.

– Когда я сама стала приходить к Богу, прочла очень много литературы о Николае II, – вспоминает Антонина Михайловна. – Александр II воспитывал сына, будущего императора, в строгости, религиозным человеком, в любви к Отечеству. А супруга Николая II царица Александра Федоровна с раннего детства прививала дочерям бережливость и умеренность, трудолюбие. Девочки были приучены штопать себе чулочки, а наши дети подчас и колготки-то постирать не умеют. Поэтому и берем пример с наших святых царственных страстотерпцев.

"Дух укрепляй в вере отеческой..."

Семья – основа государства, где воспитывается ребенок, – считают в "Умилении". Детсад и гимназия – помощники, но не наоборот. Потому семья в центре активно включена в образовательный процесс, работает «Школа родителей». Иначе нельзя привести детей к Богу, взрастить их души в традициях православия. Первое время родители пренебрегали участием в ней, а сейчас самыми активными помощниками являются даже не мамы, а папы! Тесное сотрудничество с семьями воспитанников просто необходимо.

Директор православной гимназии «Умиление» Лидия Жулина объясняет, с чего начинали:

– Когда в 2010 году мы открылись, был только один класс – 22 человека, сегодня у нас 19 классов, 260 гимназистов. Одним из важных достижений считаем стопроцентную занятость воспитанников в Детской школе искусств. Создан детский клирос, который каждое воскресенье славит Бога на Божественной литургии, а сколько наград получают дети в различных музыкальных и художественных конкурсах!

Богатырский корпус имени Суворова – гордость гимназии. Благодаря своим военным наставникам-офицерам, мальчики растут настоящими мужчинами – сильными, ответственными, надежными.

В Центре заботятся о том, чтобы понятия «Россия» и «Родина» не были для детей пустыми словами. Их знакомят с великими и трагическими страницами русской истории, рассказывают о выдающихся деятелях и святых подвижниках земли Русской. Недавно у юных суворовцев появился военно-спортивный полигон с плацем, площадкой для рукопашного боя и полосой препятствий – как в настоящей армии.

Прежде чем принести торжественное обещание и стать суворовцами, гимназисты знакомятся с завещанием великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, в котором есть такие строки: «Молись Богу, от него победа… Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай… Дух укрепляй в вере отеческой, Православной».

Когда труд в радость

У Центра есть свое учебно-опытное подсобное хозяйство: огород, фруктовый сад, птичий двор, ферма, на которой содержатся дойные коровы и овцы. Создано это хозяйство не только, дабы обеспечить детей свежими, экологически чистыми продуктами, но и чтобы приучить их к труду на родной земле, связь с которой практически для многих давно утеряна. А ведь из трудолюбия, которое является одной из главных христианских добродетелей, растет и любовь к Родине, стремление сделать ее лучше и краше.

Педагоги вместе со своими воспитанниками принимают участие в посадке овощей, прополке и сборе урожая. После этого еда в трапезной кажется вкуснее обычного. Еще бы, ведь она приготовлена из овощей, выращенных и собранных своими руками!

Изменить отношение к простым, но как никогда нужным России профессиям – вот одна из задач трудового воспитания, которую ставят перед собой педагоги центра. Дети в выборе будущей профессии не должны равняться на престижность, ведь иногда работа животновода или земледельца может принести большую радость, если она по сердцу, чем скука заваленного бумагами офиса. И вполне возможно, что в России скоро станут самыми востребованными простые профессии: комбайнер, животновод, зоотехник, плотник, механик, сестра милосердия, швея...

DNG