ЖКХ региона в зеркале статистики жалоб в Госжилнадзор

Как показала статистика 2013 года, больше всего жалоб в региональную инспекцию Госжилнадзора связано с вопросами правил содержания и ремонта домов, а также порядка начисления платы за коммунальные услуги. В итоге управляющими компаниями по предписаниям инспекции гражданам были возвращены незаконно начисленные средства за оплату коммунальных услуг в размере 8 миллионов 264 тысяч рублей.

В региональной инспекции Госжилнадзора регулярно проводятся приемы граждан по личным вопросам. Как показал прошедший год, число обратившихся с теми или иными жалобами меньше не становится. И дело не только в по-прежнему большом количестве нарушений со стороны управляющих организаций. Как подчеркивают специалисты, сами собственники с каждым годом занимают все более активную гражданскую позицию и проявляют принципиальность в деле отстаивания своих прав в жилищно-коммунальной сфере.

– Я приехала на прием, чтобы разобраться с проблемой начисления общедомовых нужд по электроэнергии, – рассказала жительница Жирновска Валентина Гладышева. – Специально для того, чтобы держать под контролем начисления, мы создали совет дома. Его активисты взяли в свои руки снятие показаний с общедомовых и индивидуальных приборов учета. Показания снимаем одновременно, чтобы не было расхождений, ведомости добросовестно передаем в энергоснабжающую организацию. Однако когда получаем квитанции, видим там совершенно другие цифры.

Еще одна проблема – завышение общедомовых нужд по электроэнергии. По словам Валентины Гладышевой, в феврале у них в доме поменялись энергоснабжающие организации. И если до этого по дому в среднем ежемесячно выходило 700-800 кВт/ч, то с приходом новой компании эта цифра неожиданно подскочила до 5000 кВт/ч. Когда же жильцы начали разбираться, то выяснили, что соседние дома оказались в подобной ситуации.

– Видимо, челябинский метеорит задел и наши счетчики, – иронизирует Валентина Гладышева. – Иначе чем еще можно объяснить такой скачок показаний?

Решить эту проблему жители Жирновска пытались у себя в районе. Они обращались в органы исполнительной власти и надзора. В итоге выяснили, что общедомовые нужды не могут превышать установленные нормативы. Однако добиться перерасчета платежей у них пока не получилось. Тем не менее они не опускают руки и подчеркивают, что обязательно доведут дело до конца.

– А мы добиваемся перерасчета платы за отопление, – рассказала жительница Краснооктябрьского района Волгограда Алевтина Осыченко. – Еще в октябре 2010 года в нашем доме был установлен общедомовой прибор учета тепла. Однако и в 2011-м, и в 2012 году плата за тепло начислялась по нормативу потребления. И только в 2013-м мы стали платить по счетчику. Наша управляющая компания «Жилье-46» сама предоставила данные, в соответствии с которыми за эти три года с нас было собрано на 1 миллион 946 тысяч рублей больше, чем перечислено ВКХ. Но никакого перерасчета до сих пор нам не сделано. Коммунальщики придумывают все новые и новые отговорки, чтобы этого не делать. Хотя в законе ясно говорится о том, что, если взяли лишнее, в конце года должны сделать перерасчет.

Алевтина Осыченко также пожаловалась на двойные платежки за домофон, которые жильцы ее дома получают уже несколько месяцев. При этом в управляющей компании и слышать не хотят о том, что жильцы платят напрямую обслуживающей домофон организации. Долги между тем растут. Причем то, что это долги за домофон, в квитанциях не отмечается.

А житель Дзержинского района Волгограда Александр Штанов пришел на прием в инспекцию Госжилнадзора с жалобой на общедомовые нужды по воде. По его словам, в его ТСЖ не видят ничего странного в том, что жильцам выставляется по 6 дополнительных кубометров в месяц.

– Значительная часть поступивших в прошлом году в инспекцию Госжилнадзора обращений касалась вопросов начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе общедомовые нужды, – отметила заместитель руководителя инспекции Госжилнадзора Волгоградской области Наталья Махонина. – В начале отопительного периода было много жалоб на подачу тепла, а в некоторых случаях и горячей воды. Также много обращений связано с техническим состоянием многоквартирных домов, вывозом мусора.

По словам Натальи Махониной, по каждому обращению проводится проверка. В случае выявления нарушений незамедлительно принимаются меры реагирования, выдаются предписания о необходимости устранения нарушения. Причем исполнение предписаний также держится на контроле до тех пор, пока жильцы не увидят реальный результат разбирательств.

В целом за 2013 год в региональную инспекцию поступило 18918 обращений граждан и поручений о проверке их доводов из органов прокуратуры, правительства Волгоградской области, депутатского корпуса, что более чем в два раза больше, чем в предыдущем году. Всего инспекцией было проведено 5320 проверок, выявлено более 15 тысяч нарушений. Наибольшую долю составили нарушения правил содержания и ремонта многоквартирного дома, а также порядка начисления платы за коммунальные услуги – 58% и 14% соответственно. Значительную долю составляют также нарушения сроков исполнения предписаний инспекции – 27%.

Результатом работы инспекции стало возбуждение более двух тысяч административных дел (рост показателя – 20%), по итогам рассмотрения которых к административной ответственности привлечены 1227 юридических лиц, 231 должностное лицо и 28 граждан за нарушение правил пользования жилыми помещениями. На виновников наложено штрафов на сумму более 27 миллионов рублей.