Знаете, каким он парнем был?

...Актер Юрий Чернов (все помнят его по роли хулигана Сыромятникова в фильме «Доживем до понедельника») сломал формат обычной пресс-конференции, когда вскочил с места и прочитал монолог из пьесы Шукшина «Точка зрения. Сказка о пессимисте и оптимисте».

Это было неожиданно, но по-человечески понятно всем присутствующим на встрече с известными российскими артистами, приехавшими в Волгоград почтить память своего коллеги Василия Макаровича Шукшина.
– Он был из тех людей, о которых невозможно говорить в прошедшем времени. Такие мастера не уходят в забвение, – выразил общее мнение волгоградский поэт и депутат Владимир Овчинцев.
Юрий Чернов, своей неожиданной драматической импровизацией вызвавший бурные аплодисменты всех собравшихся в пресс-клубе, вспоминал:
– Моя первая роль на театральной сцене – жених из этого сатирического произведения Шукшина. Потрясающая вещь! Юмор, блестящие диалоги, в которых актеры буквально купались. Клянусь, летел я к вам в Волгоград и в самолете без труда вспомнил весь текст, как будто играл вчера... И в этом талант Шукшина.
В минувшие выходные на волгоградской земле его вспоминали как великого человека и художника. Традиционные Дни памяти Шукшина не омрачила даже ветреная и дождливая погода.
– Мы Васю знали как сотоварища, который «вдруг» вышел в писатели. Он не сразу стал Шукшиным. Кто-то после съемок дурака валял, а его помнят, как он устраивался с простой школьной тетрадкой и что-то записывал. Потом появились его рассказы, пьесы, фильмы «Калина красная», «Печки-лавочки», где говорит незащищенная, обнаженная душа русского человека, – размышляет народная артистка России Зинаида Кириенко, незабвенная Наталья в герасимовском «Тихом Доне», трагическая Ефросинья из «Любви земной».
Она высказала мысль, которую потом не раз повторяли за ней другие: сама донская земля и ее народ помогали артистам и режиссерам идти по следам шолоховских персонажей и их реальных прототипов в «Тихом Доне», «Они сражались за Родину». Потому и образы получились такие достоверные.
...Балагур Лопахин, с солдатской скаткой через плечо, в запачканной фронтовой гимнастерке, в это время насмешливо улыбался нам с экрана видеопроектора.
Вот он по-хозяйски обстоятельно устраивается в окопе, налаживает противотанковое ружье, терпеливо и напряженно ждет, чтобы ударить, когда надо и ни секундой позже, сбивает самолет и радуется, по-детски радуется удаче....
Лопахин – последняя роль Шукшина.
2 октября 1974 года он умер во время съемок. Во сне, в каюте на пароходе. Смерть любимца съемочной группы ошеломила всех.
Шукшинский утес, просторные степи Клетского района, завораживающая панорама Дона, часовня над меловой кручей – эти заповедные места, где Шукшин прожил свои последние дни, с каждым годом привлекают все больше почитателей таланта писателя, актера, режиссера, сценариста. Человека.
Впервые встреча с кинозрителями и читателями группы московских гостей прошла и на недавно появившейся в поселке Горная Поляна улице Василия Шукшина.
Но была в этом добром общении своя капелька дегтя. Режиссер, продюсер, артист (его экранный образ памятен по роли Сани Григорьева из киносаги «Два капитана») Борис Токарев ныне руководит экспериментальным молодежным творческим объединением «Дебют». С негодованием он рассказывает, что к нему в студию приходят будущие режиссеры, которые не знают, кто такой Шукшин.
– Докатились. Дальше будет только хуже, – возмущенно пророчит он.
Эта непарадная тема стала одной из центральных на нынешних шукшинских встречах. С горечью директор областного киновидеоцентра Светлана Павлова говорила о потере десятков муниципальных кинозалов, отсутствии в единичных сохранившихся электронного оборудования для современного проката.
Государственные кинопрокатчики сейчас лишены возможности донести до публики российское кино, которое давно проиграло конкуренцию голливудским блокбастерам. Например, очень хотелось сделать ретроспективу фильмов Василия Шукшина. Раньше эту заботу брала на себя вдова Лидия Федосеева-Шукшина, но вечно такое продолжаться не может. Частные шикарные киномоллы, живущие под диктатом своих дистрибьюторов, на эту инициативу не откликаются.
Вот почему на прошедших шукшинских днях фильмы мастера были представлены лишь на компьютерной «нарезке». А демонстрация нового документального фильма «Бондарчук. Послесловие», снятого заслуженной артисткой России Натальей Бондарчук о жизни и творчестве отца, знаменитого режиссера Сергея Бондарчука, прошла на, скажем так, случайной территории...
Тем же, кто захочет лучше понять творчество Василия Шукшина, остаются его книги, диски с фильмами и редкие ретроспективные показы на телеканале «Культура»...

Поделиться в соцсетях