Золото Второго Спаса

Вы шли толпою, врозь и парами,Вдруг кто-то вспомнил, что сегодняШестое августа по-старому,Преображение Господне.Обыкновенно свет без пламениИсходит в этот день с Фавора,И осень, ясная, как знаменье,К себе приковывает взоры.Так более полувека назад писал о Втором Спасе в своем стихотворении «Август» наш талантливый соотечественник, нобелевский лауреат Борис Пастернак.

Медовый Спас

Всего же Спасов празднуется в августе три. Первый из них – Медовый Спас, или же Спас на воде, был встречен православными в прошедшее воскресенье, 14 августа.

Медовый Спас – первый из трех православных августовских праздников, посвященных Спасителю, Иисусу Христу. Полное его церковное название – «Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня». В старинном греческом Часослове происхождение этого праздника объясняется так. Издревле в городе Константинополе в августе жара была ничуть не меньше, чем в наши дни в Волгоградской области. Люди тяжело ее переносили, многие страдали от болезней. Чтобы облегчить страдания этих людей, в Константинополе существовал обычай выносить из храма Святой Софии в середине августа частицу креста, на котором был распят Иисус Христос. Считалось, что при этом освящался город, а его жителям это давало защиту от эпидемий, от летнего мора, сопровождавшегося зачастую вспышками холеры и прочих тяжких заразных болезней.

Русской православной церковью этот праздник в честь Спасителя и Богородицы был установлен по инициативе Андрея Боголюбского, великого князя Владимирского, в 1164 году, в ознаменование победы его войск над волжскими булгарами.

Август в русских деревнях – пора летней страды, поэтому и первый Спас справляли на Руси обычно без особой пышности. Но все же соблюдался ряд традиций. Так, например, начиная с 14 августа, в русских селах начинался сбор мака на полях. С этого дня устанавливался строгий Успенский пост. Также в традициях Первого Спаса было оказывать помощь всем миром самым бедным жителям деревни.

Медовым же Первый Спас именовался на Руси, поскольку считалось, что с этого дня пчелы прекращают собирать нектар с цветов. Строгие блюстители народных обычаев лишь после Первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви.

Вечером этого дня детишки в деревнях собирались обычно близ пасек получить свою «ребячью долю» сладкого продукта пчеловодства.

Кроме того, 14 августа обычно совершались крестные ходы к воде. Особенно торжественно это действо совершалось в Москве, где, как правило, сам государь принимал участие в обряде. Под колокольный звон в положенное время он появлялся перед крестным ходом совместно с боярами. Начиналось торжественное освящение воды. Все, начиная с царя, получали из патриарших рук зажженные свечи. Затем государь, по прочтении положенных молитв, сходил под навес специально оборудованной иордани и оттуда – в воду. Был он при этом, как правило, в обычной ездовой одежде, но перед погружением возлагал на себя драгоценные кресты.

 

Яблочный Спас

Второй Спас, отмечаемый 19 августа, получил также название Яблочного. По-другому он у православных именуется «Преображение Господне».

В этот день согласно Евангелию Иисус взошел вместе с тремя учениками – Петром, Иоанном и Иаковом – на ту самую гору Фавор, о которой говорится в стихотворении Пастернака. Расположена эта гора в Нижней Галилее, в девяти километрах к юго-востоку от священного города Назарета.

На вершине горы Иисус начал молиться, и в этот момент лицо его внезапно преобразилось, сделалось сияющим, как солнце, а одежды его стали белыми, как свет. Тут в небесах явилось светлое облако, и раздался громоподобный голос Бога-отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Произошло это чудесное событие согласно Библии за сорок дней до распятия Христа на другой горе, под названием Голгофа.

На русской земле, в Нижегородской (или же в Горьковской) области есть, кстати, собственный Фавор, где в свое время произошло преображение выдающегося православного святого, преподобного Серафима Саровского, чему свидетелем был Николай Мотовилов – богатый помещик, исцеленный Святым Серафимом от тяжкого заболевания ног и оставшийся после этого случая в пожизненном служении великому старцу.

В соответствии с евангельским текстом Преображение Господне именовалось также издревле Спасом на горе. Но на Руси его все же чаще именовали Яблочным Спасом, потому что к этому дню в средней полосе России обычно созревают яблоки.

В храмах по случаю праздника проходят торжественные богослужения и освящаются яблоки, которые с этого дня разрешается есть. А раньше Второго Спаса православным есть яблоки не положено.

В день Яблочного Спаса в народе традиционно пекут пироги с яблоками, а вместе с тем и с прочими дарами сада, огорода и леса. День этот издавна считается днем первой встречи лета с осенью.

 

Ореховый Спас

Еще Владимир Даль, составитель Толкового словаря живого великорусского языка, заметил, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе и что не бывает два года подряд большого урожая на орехи.

Третий, Ореховый, или же Хлебный, Спас православные встречают на исходе лета, 29 августа. Иначе он именуется праздником Спаса Нерукотворного – в память о том событии, когда согласно церковному преданию Христос отер полотенцем лицо, после чего на ткани осталось четкое отображение его лица.

Третий Спас завершает цикл трех праздников, которые православные верующие именуют Спасами. Ореховым он именуется в России потому, что к этому дню созревают орехи. Считается, что именно с этого дня есть их не только можно, но и нужно.

Хлебным же Третий Спас именовался, поскольку этот праздник обычно связывался в деревнях с окончанием жатвы на полях. Поэтому в старину на Руси в ходу были такие пословицы: «Третий Спас – хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».

К Ореховому Спасу у православных заканчивается Успенский пост. В этот день во многих городах раньше устраивались ярмарки, так как считалось, что торговля в это день будет особенно благоприятной.

Также на Ореховый Спас издревле было в народных обычаях готовить блюда с добавлением орехов и угощать ими всех родных и близких.

Поделиться в соцсетях