"Болезни" областной казны

Исполнение бюджета в 2013 году говорит о реальной угрозе финансовой безопасности региона. Волгоградская областная дума приняла закон «Об исполнении областного бюджета за 2013 год». Доклад, который представил депутатам вице-премьер правительства – министр финансов Александр Дорждеев, обнажил ряд системных ошибок в бюджетном планировании, которые значительно ухудшили финансовые проблемы Волгоградской области.

Как работали – так и заработали

В целом итоги исполнения выглядят так. По бюджетным доходам на душу населения Волгоградская область оказалась на одном из последних мест в России – 82-м. По налоговым и неналоговым доходам – на 57-ом, а по расходам – на 78 месте. На 1 января 2014 года государственный долг составил 33,6 млрд рублей. Кредиторская задолженность консолидированного бюджета – порядка 10 млрд рублей. Динамика доходов консолидированного бюджета за прошлый год, если сравнивать ее с благоприятным периодом 2008 года, – порядка 117%, в то время как по другим регионам этот показатель составил 137%.

– Можно назвать две основные макроэкономические причины, повлекшие такую ситуацию, – отметил Дорждеев. – Первая – недобор собственных доходов в связи с отставанием темпов роста экономики области по сравнению со средним темпом роста по Российской Федерации. И вторая причина – снижение налоговой и неналоговой отдачи валового регионального продукта. Это результат недостаточной работы органов государственной власти и местного самоуправления и пробелов во взаимодействии с крупными налогоплательщиками.

В целом же, доходная часть бюджета исполнена в сумме 60 млрд рублей, что составляет 85% от суммы ожидаемых поступлений. Недополучено порядка 10 млрд рублей от прогноза – это 93% к уровню 2012 года. Налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет в сумме 47 млрд рублей (83% к годовому бюджетному назначению). Из них налог на прибыль –15 млрд 398 млн рублей или 69%, НДФЛ – 12 млрд 733 (91%). Безвозмездные поступления пришли в объеме 13 млрд 665 млн – это 96% к годовым бюджетным назначениям. Расходы областного бюджета составили 70 млрд 541 млн рублей или 88% к годовым бюджетным назначениям.

– За этими цифрами скрыты показатели, которое сегодня несут угрозу финансовой безопасности нашей области, – констатировал министр финансов. – Рост государственного долга составил 10,2 млрд рублей. То есть, мы выросли с 23 млрд до 33,6 млрд рублей на 1 января 2014 года. Рост кредиторской задолженности увеличился с 4 млрд до 6,6 млрд рублей. В местных бюджетах кредиторская задолженность в результате недофинансирования из областного бюджета составляет порядка 1 млрд рублей. Таким образом, отрицательный финансовый результат Волгоградской области за прошлый год равен порядка 15,4 млрд рублей.

Кроме того, отметил Дорждеев, рост расходов на обслуживание государственного долга увеличился с 800 млн рублей до 2,2 млрд. И где-то порядка девяти миллиардов составляли расходы, не обусловленные первоочередной необходимостью.

Область движется к банкротству

– Думаю, эти результаты свидетельствуют о наличии ряда системных проблем в бюджетном планировании, которые ухудшили финансовое положение Волгоградской области, – уверен Дорждеев.

Более того, есть все основания говорить о том, что область движется к банкротству. Главная проблема – отсутствие реально работающих инструментов бюджетного планирования, позволяющие отфильтровывать расходы, не связанные с достижением приоритетных целей. Позиция министерств ориентирована на увеличение затрат, а не на результат. Негативно, отметил Дорждеев, сказывается и лоббирование дополнительных расходов на отдельные отрасли.

Нельзя отрицать и неспособность бюджетной системы области перестраиваться под новые цели и задачи, диктуемых обществом и экономикой. Попытки оптимизировать бюджетные расходы в 2012-2013 годах закончились полным провалом, вызвавшим негатив в обществе. Кроме того, уверен вице-премьер, необходимо повышать эффективность работы бюджетных учреждений, а также бороться с формализмом при применении программно-целевых методов формирования бюджета.

Дефицит областной казны в 2013 году равнялся 9 млрд 684 млн рублей или 16,33% к налоговым и неналоговым доходам. Долговая нагрузка на бюджет на 1 января 2014 года составила 71,2 %. По темпам роста госдолга Волгоградская область заняла 36 место среди регионов страны.

– Ситуация в бюджетной, финансовой сфере региона сложная и даже критическая, – заключил Александр Дорждеев. – Имеются определенные проблемы как в доходной, так и расходной части бюджета. Поэтому сегодня перед органами государственной власти и местного самоуправления стоит задача построить эффективную бюджетную систему. В условиях ограниченности бюджетных средств важным становится определение приоритетных направлений их расходования, которые обеспечат развитие именно тех государственных и муниципальных услуг, которые востребованы обществом и населением.

Выводы будут сделаны

По мнению Контрольно-счетной палаты региона, ситуация, в которой оказалась область, во многом следствие того, что бюджеты последних лет принимались с завышением доходной базы. То есть, по факту регион не получал тех доходов, что планировал.

Такого же мнения придерживаются и депутаты облдумы.

– Когда утверждали бюджет 2013 года, мы говорили, что не видим доходов на 10 млрд рублей, – рассказывает председатель комитета по бюджету Владимир Попов. – Нас убеждали, что эти доходы могут быть получены, но даже если и не будут, то их все равно надо прописать, чтобы мы попали во все федеральные программы и по софинансированию получили деньги. Частично мы их получили, к примеру, на сельское хозяйство, но по остальным министерствам – нет, потому что федералы наверняка эти уловки знают и ставят условия – отдайте свою долю и мы тут же перечислим свою. Тем не менее, бюджет исполнен. Нужно делать выводы и при исполнении бюджета текущего года избежать тех ошибок, которые были в 2013 году.

Как отметил Александр Дорждеев, сегодня губернатор и правительство региона прилагают все усилия, чтобы стабилизировать финансовую ситуацию в области. Причем задействованы не только внутренние рычаги (идут переговоры с крупнейшими налогоплательщиками о расширении их присутствия в области), но и плодотворно идет работа с федеральным центром.

Напомним, на днях губернатор Андрей Бочаров на совещании о бюджетном планировании социально-экономического развития регионов России обозначил премьер-министру страны болевые бюджетные точки Волгоградской области. Дмитрий Медведев заверил, что правительство страны не оставит регионы в непростой ситуации. Так, в федеральном бюджете предусмотрен резерв в размере 20 миллиардов рублей на повышение зарплат по майским Указам Президента России. Кроме того, правительство страны намерено выделить дополнительные дотации территориям в размере 25 миллиардов рублей, а также увеличить объем бюджетного кредитования на 100 миллиардов. Финансовую помощь из федерального бюджета Волгоградская область надеется получить уже до конца первого полугодия.