Когда уходит двоевластие

Итоги реформы, объединившей город Михайлову и Михайловский район, оценил Совет руководителей представительных органов муниципальных образований Волгоградской области при региональном заксобрании.

Сама реформа, которая в регионе начала воплощаться в жизнь в 2012 году, задумывалась прежде всего для объединения мелких поселений. До 85% бюджета в таких местах уходило на заработную плату чиновников, на оставшиеся копейки развивать населенные пункты было просто невозможно.

Сегодня для включения в процесс объединения заявлено порядка 70 поселений Волгоградской области. Одними из первых, кто уже проверил эффективность реформы на себе, стали михайловцы, предварительно просчитав ее целесообразность и заручившись согласием населения. Процесс объединения 14 сельских поселений, муниципального района и городского округа в единое муниципальное образование завершился в 2013 году. И сегодня, подводя первые итоги, его глава Николай Семисотов с уверенностью отмечает: «Плюсов все же больше, чем отрицательных последствий».

Получив статус городского округа, михайловцы финансово выиграли благодаря новой методике межбюджетных отношений, принятой депутатами Волгоградской облдумы. Согласно этому порядку нормативы начислений на каждую услугу, оказываемую муниципалитетом населению, для городских округов намного выше, чем для муниципальных районов. Один пример: если в 2012 году все бюджеты населенных пунктов Михайловского района на благоустройство имели только 73 млн рублей, то сегодня эта сумма увеличилась на 61 млн рублей.

Реформа позволила существенно сэкономить и на содержании органов местного самоуправления. По словам Семисотова, по статье "Общегосударственные вопросы" сэкономили 76 млн рублей, а если взять только зарплату чиновников – 51 млн рублей. «Если раньше мы тратили на общегосударственные вопросы 228 млн рублей, то сегодня тратим 154», – отметил он.

– Другое дело, если бы нам эти средства оставили, – переходит к наболевшему глава. – Да, спасибо региональному минфину, который пошел нам навстречу и прибавил на других нормативах. Но смысл тогда объединяться? Экономим мы, получается, для областного бюджета, но не для своей территории. Это обидно.

Областные законодатели обещали решить этот принципиально важный вопрос для территорий, включенных в муниципальную реформу. Да, сегодня идет обкатка новой методики межбюджетных отношений, и все это понимают – на сбалансированность местных бюджетов региональным правительством предусмотрена значительная сумма, часть которой придет в муниципалитеты уже в ближайшее время. Но по итогам сэкономленные средства все должны оставаться на местах.

Отметил Семисотов и улучшение административной управляемости территорий. Вместо бывших глав поселений теперь работают начальники отделов сельских территорий, которые имеют статус юридического лица при сохранении всех прежних полномочий. Назначается такой начальник главой городского округа по согласованию с общественными советами, созданными на каждой территории.

Но главное, после объединения людям стало проще решать с властью свои житейские вопросы, говорит Семисотов. С любым своим обращением они идут в один пункт, не простаивая в очередях сначала в поселковой, затем в городской и, наконец, в районной администрации.

– Главная задача – убрать на территории двоевластие и приблизить власть к людям – решена, – заключил Семисотов. – А еще появились возможности для бюджетного маневра, и качество представления многих муниципальных услуг нашему населению возросло.

Главы районных дум к докладу руководителя Михайловки отнеслись с осторожностью. Понятно, что оценивать опыт объединения на нескольких, пусть и положительных, примерах сложно. Бросаться с головой в омут реформы руководителям муниципальных образований не советует и сам ее «первопроходец» Семисотов. Отвечая на вопросы коллег, он отметил, что при всех сложностях регионального бюджета михайловский опыт едва ли уместен на всех без исключения территориях области.

– Каждая территория своеобразна, и надо исходить из ситуации. Но если и стоило объединяться, то этот процесс надо было запускать раньше, до выборов, – считает он. – После нет смысла, потому что властям на местах сложно будет договориться, кто же из них в итоге будет играть главную роль.

Поделиться в соцсетях