Наказ в прямом эфире

Наказ в прямом эфире
«Прямая линия» Сергея Боженова стала способом сформировать запросы к новой власти, считают эксперты.Вторая «прямая линия», в ходе которой губернатор Сергей Боженов отвечал на вопросы жителей региона, стала не менее популярной, чем дебютная. В то же время эксперты выделяют ряд серьезных отличий – расширение круга присутствующих, куда помимо чиновников вошли еще и общественники, и изменившийся характер вопросов, которые приняли форму «наказов избирателей». Так отразились на общественной активности приближающиеся выборы.

Изменился и сам стиль общения Сергея Боженова, а точнее, появилась возможность лучше его оценить. Анатолий Сергеев, доцент кафедры психологии Волгоградского госуниверситета, отмечает, что губернатор вел себя более уверенно, и одобряет идею расширения состава участников.

– Очень грамотно и красиво переведено внимание с чиновников, которые отошли на второй план, на общественников, – говорит психолог. – Когда речь зашла о сельском хозяйстве, коснулись состояния научной сферы и хочется надеяться, что она зазвучит более громко в будущем. Также с профессиональной точки зрения могу сказать, что сравнение с историческими персонами было уместным и показательным. Не зря был упомянут Столыпин – у Боженова есть некоторые качества, в которых можно провести аналогию с этой персоной – это надежность, долгосрочность, уверенный взгляд в будущее.

Профессор доктор философских наук Александр Стризое считает, что в появлении общественников в студии есть определенная и весьма четкая логика.

– В этом выражается политика гласного обсуждения всех решений. Общественные советы вновь показывают себя не как собрание людей, которые любят поговорить, а как серьезные органы, способные решать важные задачи. Линия демонстрирует более глубокое решение проблем – там в тот вечер не просто давались указания решить вопрос, а сразу на месте велся поиск способов этого решения, как именно это можно сделать, – считает Стризое.

Он также отмечает, что формат мероприятия изменился – второго «открытого заседания правительства» не повторилось, что дает основания ждать и в дальнейшем экспериментов на этом поле. В данном же случае состоялось, так сказать, более близкое знакомство волгоградцев с работой профильных общественных советов.

– В общественных советах ведется очень серьезная общественная работа, и привлечение их членов к обсуждению показало нам часть этой работы. Министерства, сталкиваясь с их вопросами, чувствуют себя подчас неуютно, – замечает профессор. – Губернатор же окончательно превратился из антикризисного менеджера в стратегического руководителя. Видно, что он знает не только то, о чем пишут чиновники в справках, но и реальную ситуацию на местах, потому что совершает много поездок по региону. В его ответах присутствует процессуальное мышление: он говорит не только о том, что сейчас есть, а размышляет о перспективах.

Эксперт Виталий Арьков, говоря о повестке дня, отмечает, что было много внимания уделено векторам развития региона, в частности сельскому хозяйству.

– Ну и, конечно, по-прежнему громко звучат волгоградские муниципальные проблемы. Тут много ожиданий связано со сменой городской власти, и губернатор дает это понять. Несмотря на фразу "мы берем на буксир Волгоград", Боженов не оставляет сомнений в том, что после 8 сентября проблемами Волгограда, наконец, займется новая городская дума, – говорит Арьков. – Последние десять лет в регионе и последние двадцать лет в городе накопилось столько проблем, что хватит еще на целую серию подобных мероприятий – это и скудность бюджета, и острая нехватка кадров. Что касается того, кого бы можно было привлечь к участию в будущем, то я считаю целесообразным обратить внимание на депутатский корпус – на региональных, волгоградских городских депутатов и депутатов других муниципалитетов. Жизнь покажет, но я могу сказать, что интерес к "прямым линиям" угаснет еще не скоро – то, что вопросы повторяются, что они не закрыты, говорит само за себя.

Возможно, именно в преддверии выборов, а они пройдут не только в Волгограде, жители региона задумывались о том, какие задачи должна будет решить новая власть, и задавали соответствующие вопросы, которые очень сильно напоминали депутатские наказы.

– Часть из них обращена уже к новому составу Волгоградской думы, часть из них придется решать тому составу, что есть сейчас. Вообще, городская тема по прежнему остается очень заметной частью обсуждения, – комментирует политолог Андрей Серенко. – Так, например, губернатор настаивает на том, чтобы нынешние депутаты занялись вопросом благоустройства дворов на своих избирательных участках, тем самым, вероятно, оставив хоть какой-то конструктивный след своей работы.

Серенко также отмечает, что в регионе формируется принципиально новая коммуникационная площадка.

– Сложно найти определение того политического жанра, который мы сегодня наблюдаем уже во второй раз, – говорит он. – Одно из таких определений – новая технология принятия управленческих решений. Мы наблюдаем за прямой трансляцией задач жителями, которые губернатор затем передает уже конкретно исполнителям. Это уникальная вещь, аналоги в других регионах мне пока неизвестны. Я также рад, что сбылся прогноз нашего клуба, данный на прошлой неделе, о том, чего мы ожидаем от "прямой линии" – в той его части, что будет сделан коллективный наказ жителей Камышина, Волгограда, Волжского новым депутатским корпорациям, хотя в данном случае Волгоград полностью доминировал. Однако этот "волгоградоцентризм" показывает, что горожане и сам губернатор хотят увидеть после 8 сентября от властей города. Сергей Боженов сформулировал этот запрос очень точно: "партнерство и работоспособность".

Социолог Михаил Шевяков в свою очередь отмечает, что похожесть вопросов будет компенсирована их более глубоким исследованием и анализом.

– Несомненно, вторая "прямая линия" еще больше способствовала усилению диалога между властью и обществом, – говорит он. – Я разделяю мнение о некоторой однотипности вопросов, поступавших в call-центр, однако тот факт, что к их рассмотрению наряду с министрами были подключены и общественники, позволит сделать этот процесс более эффективным.

Социолог считает, что подобные «прямые линии» ценны уже тем, что позволяют собрать огромный массив информации, которая в силу определенных условий сама по себе к власти не поступает. Причина не в плохой информируемости, а в том, что открытый диалог – это самостоятельная форма сбора данных. Помимо прочего, это реальный шанс запустить процессы формирования инициативы на местах.

– То, что было озвучено во время эфира, – это лишь надводная часть айсберга. Тот пласт информации, который был собран «за кадром», на длительное время станет предметом работы правительства, – говорит эксперт. – А сам факт того, что люди могут обратиться с вопросом к губернатору, заставляет их задуматься о том, какую тему можно поднять, они иначе смотрят на то, что их окружает, появляется общественная инициатива.

Поделиться в соцсетях