Наталья Лисименко: «Избирательный процесс должен быть прозрачным и понятным»

Новый председатель волгоградского облизбиркома старается поддерживать баланс между консерватизмом и новшествами. Наталья Лисименко была избрана председателем Избирательной комиссии Волгоградской области (ИКВО) в конце прошлого года. Тем временем, уже в этом году в регионе должна пройти одна из самых важных для области избирательных кампаний – выборы депутатов Волгоградской областной думы. «Волгоградская правда» решила побеседовать с человеком, от которого во многом зависит организация всего выборного процесса в регионе.

– Новый руководитель всегда привносит с собой обновления и в процесс. Будут ли какие-то кардинальные перемены в работе комиссии с вашим приходом?

– Думаю, кардинальных, революционных перемен не будет. Дело в том, что за свой двадцатилетний период существования избирательная система региона прошла долгий путь развития, накопила огромный правовой и организационный опыт. Деятельность как самой комиссии, так и членов комиссии и сотрудников аппарата не раз отмечались наградами и поощрениями ЦИК РФ, органов исполнительной и законодательной власти области. В то же время нельзя не отметить, что современная российская избирательная система требует модернизации. И здесь мы не должны оставаться в стороне. В настоящее время на повестке дня много важных вопросов: повышение доверия граждан к избирательному процессу, разработка законотворческих новаций, информационно-техническое оснащение избирательного процесса, повышение правовой культуры избирателей и так далее. Реализация поставленных перед избирательными комиссиями задач требует эволюционного, последовательного и вдумчивого совершенствования всех механизмов избирательного процесса.

– У волгоградского облизбиркома были периоды как максимальной открытости, так и максимальной закрытости. Какой точки зрения по этому поводу придерживаетесь вы, до какой степени должна быть открыта работа облизбиркома?

– В соответствии с федеральным законодательством, деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов осуществляется открыто и гласно. Соответственно работа ИКВО строится на основании этих принципов – мы стремимся к информационной открытости, прозрачности и ясности всех принимаемых решений. Нам хотелось бы выстроить отношения со средствами массовой информации в атмосфере открытости и доброжелательности. Мы готовы рассматривать предложения о сотрудничестве, приглашать журналистов к освещению деятельности комиссии, разъяснять положения избирательного законодательства. Вместе с тем, избирательная комиссия осуществляет целый ряд функций, реализация которых требует различной степени «закрытости». Во-первых, существует категория сведений, являющихся конфиденциальными в соответствии с законодательством, например, персональные данные избирателей, кандидатов. Во-вторых, избирательная комиссия работает с документами и материалами ограниченного доступа, требующими специальных условий хранения и защиты – подписи избирателей в поддержку выдвижения, избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, документация комиссии, связанная с их передачей, и т. д. Ознакомление с такими документами строго регламентировано федеральным и областным законодательством, а потому все это остается вне поля полной открытости.

Переход к смешанной системе «50 на 50» при выборах депутатов облдумы окажет существенное влияние на работу облизбиркома?

– По поводу перехода к смешанной системе «50 на 50», то есть когда половина состава думы избирается по партийным спискам, а вторая половина – по одномандатным округам, можно отметить следующее. Во-первых, увеличение количества депутатов, избираемых по одномандатным округам не привело к увеличению общего количества депутатских мандатов, что немаловажно в условиях дефицитного областного бюджета и полностью соответствует курсу руководства области на оптимизацию расходов на содержание органов власти. Во-вторых, увеличив количество депутатов, избираемых по одномандатным округам, областная дума предоставила больше возможностей гражданам для поддержки именно тех кандидатов, которых они хорошо знают, в ком уверены и на кого рассчитывают. В свою очередь это повышает и ответственность будущих депутатов перед гражданами, а в целом способствует укреплению доверия между избирателями и депутатским корпусом. В-третьих, сохраняются все возможности для выбора по признаку принадлежности к политической партии. Сегодня партийный институт переживает настоящий расцвет: в регионе зарегистрировано порядка 60 региональных отделений политических партий, и большинство из них смогут принять участие в выборах 14 сентября 2014 года. Это, безусловно, повышает межпартийную конкуренцию и демократизирует избирательный процесс. В связи с увеличением количества кандидатов, выдвигаемых и по одномандатным избирательным округам, и по спискам увеличится и объем сведений о кандидатах, проверяемых избирательными комиссиями. Поэтому переход на систему «50 на 50» увеличит нагрузку на ТИКи, поскольку именно эти комиссии будут осуществлять полномочия окружных избирательных комиссий.

– Владимир Путин во время декабрьской пресс-конференции подчеркнул, что отмены мэрских выборов не состоится, однако отметил необходимость реформирования системы муниципальных выборов. Ваше мнение по этому поводу. В чем могла бы заключаться реформа, в том числе и с чисто технологической точки зрения?

– Здесь необходимо отметить, что сама по себе процедура муниципальных выборов вторична по отношению к системе организации местного самоуправления.

Поэтому основная задача ИКВО, все-таки, заключается в том, чтобы вне зависимости от того, когда и в какой форме будет осуществлена планируемая реформа, быть готовой к участию в ее реализации, что на практике означает, в первую очередь, обеспечение квалифицированной работы территориальных избирательных комиссий Волгоградской области, на которые в случае изменения порядка муниципальных выборов ляжет особый груз ответственности.

Вместе с тем, ИКВО в рамках своих полномочий готова принимать активное участие как в рассмотрении инициатив по реформированию местного самоуправления, так и в формировании предложений по оптимизации избирательного процесса в новых условиях.

Каково ваше мнение относительно электоральной ситуации в современном российском обществе, и в Волгоградской области в частности – какую работу проводит комиссия для повышения этой активности, дает ли она свои плоды и что нам еще предстоит сделать?

– Не стоит путать гражданскую и электоральную активность. Гражданская активность в стране и в регионе растет. Это общефедеральный тренд, и связан он с развитием и некоей зрелостью нашего гражданского общества. А вот интерес к выборам и электоральная активность заметно ниже. Для Волгоградской области, как и для большинства субъектов Российской Федерации, характерно снижение активности избирателей. Вместе с тем, при снижении активности, нельзя не отметить повышение общей правовой культуры участников выборов. Это с очевидностью проявляется, например, в возросшем количестве жалоб и кандидатов, и избирателей.

В настоящее время ИКВО разъясняет избирательное законодательство в региональных и муниципальных средствах массовой информации, публикует материалы по вопросам избирательного права. Мы стремимся доводить до широкой общественности основные положения и нововведения избирательного законодательства, информировать о сроках и порядке совершения избирательных действий. Но здесь есть над чем работать и в дальнейшем. ИКВО будет и впредь проводить широкую информационно-разъяснительную деятельность не только в преддверии и во время выборов, но и в межвыборный период. Предстоит повысить интерес граждан к формированию органов власти путем выборов, а значит, в конечном счете, и интерес к своему будущему, развить еще нереализованный в этом направлении потенциал.

Наталья Николаевна, у вас большой опыт работы – в правовом управлении аппарата главы региона, в контрольно-счетной палате. Что значит для вас ваша новая должность? Какие цели и задачи ставите перед собой?

– Вне зависимости от должности, которую я замещаю, соблюдение законов и обеспечение законности в работе органа власти, государственного органа является приоритетом в моей деятельности. Будучи юристом по профессии, я прекрасно понимаю, что правовая дисциплина является обязательным атрибутом эффективной деятельности любой организации. Что касается моей новой должности, то основная задача председателя облизбиркома, на мой взгляд, – организовать работу комиссии таким образом, чтобы избирательный процесс в Волгоградской области был прозрачным и понятным для всех его участников, а избирательные права граждан неукоснительно соблюдались. Консерватизм в данном случае должен органично совмещаться с новшествами. Политики нередко говорят о том, что свободные и демократические выборы, проведенные в строгом соответствии с законодательством, являются гарантией внутреннего политического порядка, обеспечивают стабильность в отношениях между властью и гражданами. Это и высокие слова, и одновременно – простая и понятная истина, к достижению которой необходимо стремиться всем.