Обнародованы данные о финансовом положении партий

Центральная избирательная комиссия РФ представила сведения о доходах и расходах политических объединений за IV квартал 2013 года. По тем и другим лидируют четыре парламентские партии. Из «малых» финансовым благополучием могут похвастаться немногие, хотя впереди масштабная избирательная кампания. Однако, по мнению экспертов, при умелом подходе к выборам деньги перестают быть определяющим фактором победы.

По закону сведения о поступлении и расходовании средств до 30 января 2014 года в Центризбирком должны были представить 74 политические партии. В установленные сроки представили 64.

Пять политических партий (Всероссийская социалистическая народная партия «Отчизна», Объединенная аграрно-промышленная партия России, Партия Возрождения России, Партия свободных граждан, «Рожденные в Союзе Советских Социалистических Республик») не выполнили требований федерального закона, представив свою квартальную отчетность по истечении установленного срока. От других пяти политических партий («Города России», «Западный Выбор», «ИСТИНА», Партия налогоплательщиков России и «СОЦГОРОД») информация не поступила. Но при этом от партий «Города России» и «СОЦГОРОД» имеется информация о направлении квартальной отчетности по почте.

Согласно представленным сведениям в IV квартале 2013 года политическим партиям поступило имущество на общую сумму около 194,5 млн рублей, из них денежные средства составили более 116, 5 млн рублей.

Из парламентских партий богаче всех по-прежнему «Единая Россия». К уже имеющемуся на ее счете остатку в более чем 1 млрд 305 млн рублей прибавился еще почти 31 млн рублей. Далее по толщине кошелька расположились КПРФ, заработав к уже имеющимся средствам более 9,5 млн рублей, ЛДПР (добавила более 5,5 млн рублей) и «Справедливая Россия", но ее доходы в четвертом квартале не столь высоки – 166 тысяч рублей, зато имеется солидный остаток в виде 211,5 млн рублей. Из непарламентских партий самые большие квартальные доходы показало «Яблоко», заработав более 32 млн рублей.

Общий объем расходов политических объединений составил более 1,5 млрд рублей, из которых треть ушла на пропаганду. Среди парламентских партий больше всех потратила «Единая Россия» – примерно 842 млн рублей. Остальные меньше: ЛДПР – 271 млн, КПРФ – 216 млн и "Справедливая Россия» – 129 млн рублей. Зато единороссы существенно отстали от либерал-демократов по тратам конкретно на пропаганду – 85 млн против почти двухсот. Среди внепарламентских партий самые большие расходы также пришлись на долю "Яблока" – 38 млн рублей.

Из 64 партий, предоставивших сведения, лишь 34 показали какие-либо доходы. У остальных их просто нет. Как обстоят дела у волгоградских региональных отделений партий, пока не известно. Облизбирком сведения еще не обнародовал. Но стоит полагать, что ситуация прямо пропорциональна суммам, представленным ЦИК.

По мнению политолога Андрея Серенко, в свете очередной избирательной кампании на финансовые ресурсы и накопления могут рассчитывать прежде всего парламентские партии. При преимущественных шансах на успех желающих попытаться пойти на выборы под их флагами будет достаточно, и щедрые спонсоры у партий найдутся.

– Я думаю, что проблем с деньгами у парламентских партий точно не возникнет, ни у одной из них, – размышляет Серенко. – Что касается малых партий, то здесь есть вопросы. Большинство из них не имеют никаких шансов на успешное выступление на выборах, соответственно они не привлекут внимание со стороны потенциальных спонсоров. Надо себе четко давать отчет: спонсор – это тот человек, который хочет стать депутатом и готов профинансировать партию только в том случае, если есть гарантия успешно выступить под ее флагом. Тут никакой благотворительности, все предельно цинично. Стопроцентный брак по расчету.

По мнению Серенко, основные массивы предвыборных денег поделят между собой, помимо парламентских партий, также те, кто успешно позиционирует себя на левом поле.

– Запрос на левую риторику у избирателей есть, поэтому спекуляции на этом фланге самые перспективные, – продолжает эксперт. – В этом смысле, я думаю, что у первого секретаря Волгоградского обкома КПРФ Николая Паршина, который по некоторым сообщениям тоже озабочен своими финансовыми вопросами, появятся серьезные конкуренты. Они будут напоминать тех самых концессионеров, которые охотились за гарнитуром тещи Воробьянинова. И задача их на этих выборах мобилизовать не только своих избирателей, но и своих спонсоров, чтобы те не ушли к другим.

Однако, по мнению Андрея Серенко, хотя деньги и играют важную роль в ходе выборов, существуют и реализуются другие проекты, не слишком затратные, но «цепляющие» избирателей.

– Ставка только на деньги делается тогда, когда совсем не работает голова, – считает политолог. – Но под лежачую партию деньги не текут. Если малые партии будут как-то представлены в информационном поле, продемонстрируют свою непохожесть и активность, я думаю, они смогут привлечь к себе спонсоров.