Приманка для инвестора

В регионе разрабатываются дополнительные механизмы привлечения средств

В Волгоградской областной думе оценили эффективность работы инвестиционного законодательства. И хотя само по себе оно признано одним из самых прогрессивных в стране, был назван ряд негативных факторов, мешающих его реализации и не дающих инвестору выбирать для работы наш регион.

Сегодня региональное законодательство предлагает инвесторам 54 различные формы поддержки, причем не только для крупного бизнеса, но и для малого, и среднего. Десять наиболее весомых из них прописаны в законе «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области». Однако анализ эффективности его реализации, который провела региональная контрольно-счетная палата, показал, что активно используются лишь четыре: предоставление государственных гарантий, пониженные ставки по налогам, льготный размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, и нефинансовые формы поддержки.

Как доложила аудитор КСП Наталья Ноздрюхина, на момент проведения проверки инвестиционные соглашения с правительством Волгоградской области на предоставление господдержки заключили 30 инвесторов, реализующих 36 инвестпроектов. Суммарный объем освоенных инвестиций по ним на 1 июля 2014 года составил 117,4 млрд рублей.

Девять инвесторов, воспользовавшихся льготами, уже ввели в эксплуатацию 12 инвестиционных объектов, создали 449 новых рабочих мест.

В консолидированный бюджет от их деятельности поступило более 100 млн рублей, однако оценить эффект в полной мере станет возможным лишь по завершении срока предоставления льгот.

Формы поддержки инвесторов также сравнили с теми, которые дают другие регионы – Калужская, Ульяновская, Самарская, Воронежская, Астраханская области. Многие из них при предоставлении преференций делают акцент на инвесторах, создающих новые производства. Для них устанавливают минимальную ставку по налогу на прибыль, дают льготы по транспортному налогу. Но самое главное – вкладывают миллиарды в развитие территориально-пространственной, инженерно-транспортной инфраструктуры для реализации инвестпроектов, создают парки развития экономической деятельности, предоставляют субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на инвестпроекты. В Волгоградской области созданные сегодня единичные индустриальные парки являются исключительно частными и повлиять на политику их собственников органы власти не могут.

Негативное влияние на создание условий для инвесторов оказывают административные барьеры в строительстве, длительные сроки и высокая стоимость процедур технологического присоединения объектов к электросетям, а также дороговизна потребляемой инвесторами электроэнергии.

Чтобы инвесторов, желающих прийти в нашу область, было больше, сегодня комитет экономики разрабатывает поправки в действующее законодательство. Как доложила заместитель председателя комитета экономики Ольга Ванина, к примеру, учитывая недостаток бюджетных средств для создания объектов социальной инфраструктуры, эти затраты хотят предложить взять на себя крупному инвестору, заходящему на территорию области, при наличии у него финансовой возможности и желания. А взамен продлить срок действия налоговых преференций. Кроме этого, могут появиться поправки, которые дадут возможность стимулировать инвесторов к модернизации уже существующих производств. Есть идея расширить категории земель, которые подпадут под льготную арендную ставку – предлагается добавить категорию неразграниченных земель. Спрос на такие сегодня наиболее высок.

– Сегодня важно совместно с администрацией поддержать такое перспективное направление, как технопарки, через развитие промышленной инфраструктуры, – уверен председатель комитета областной думы по экономической политике, инновационному развитию, предпринимательству и вопросам собственности Сергей Булгаков. – Здесь без бюджетных средств не обойтись, но с учетом непростой ситуации важно использовать государственно-частное партнерство. Региону нужно привлекать средства инвесторов, при этом последние должны иметь определенные гарантии и быть уверенными, что их «не попросят» через какое-то время, а будут только поддерживать.

По словам депутата, еще очень важное направление – микроинвестиционные проекты, которые востребованы в сельском секторе и могут быть реализованы в поселениях, муниципальных районах. Такой проект не требует больших денег, но имеет колоссальный эффект: занятость населения и увеличение доходов в бюджет.

В Волгоградской области возрождение точек роста в сельских поселениях обрело реальные перспективы. Адресная работа с каждым из них во время специального обучающего курса для местных руководителей уже собрала 283 проекта общей стоимостью 14,5 млрд рублей.

Депутаты планируют вернуться к обсуждению ситуации, сложившейся на инвестиционном рынке региона, в ближайшее время на парламентских часах.