У каждого главы своя задача

Чем должна заниматься исполнительная и представительная власть в Волгограде. После выборов в Волгоградскую городскую думу 8 сентября 2013 года местные депутаты наконец смогли организовать в городском округе работу исполнительной и представительной власти согласно Уставу Волгограда. Поправки, внесенные в него в 2011 году, предусматривают институт сити-менеджера – избранного депутатами главы администрации Волгограда.

После избрания главой Волгограда Ирины Гусевой, которая также исполняет полномочия председателя городской думы, волгоградские депутаты провели конкурс, по итогам которого утвердили главой администрации Волгограда Александра Чунакова, бывшего мэра Камышина.

Один из первых вопросов, который был задан ему после назначения, был о том, насколько четко он понимает свои полномочия и как видит свою работу при том институте власти, который работает сегодня в городе.

Чунаков с ответом затягивать не стал и посоветовал почитать Устав Волгограда, где четко прописано, чем должны заниматься глава Волгограда и депутаты и какая роль отводится исполнительной власти.

Но, между тем, некое недопонимание этих процессов все же присутствует, возможно, потому что институт сити-менеджера для Волгограда – явление новое. Мы попросили экспертов, близких к процессам управления в городе, прокомментировать их видение взаимодействия двух ветвей власти.

– Основное, чем должен заниматься человек, избранный на пост сити-менеджера, – это вопросы бесперебойной работы городского хозяйства, – отмечает исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области» Александр Щербань. – Главная задача муниципалитета – оказание услуг населению. Сити-менеджер должен позаботиться о том, чтобы в домах горожан было тепло, светло, сухо. Наведение порядка на улицах, вывоз мусора, обеспечение домов водоснабжением, организованная торговля, работа городского транспорта, даже установка новогодней елки на площади – вот лишь некоторые вопросы, которые находятся в компетенции главы администрации города, или сити-менеджера.

Щербань напомнил также о том, что сити-менеджер – это исполнительная власть, то есть он исполняет те решения, которые принимает представительная – городская дума. И подотчетен он именно ей – органу, который его назначил.

При этом у каждой из двух ветвей городской власти – представительной и исполнительной, своя задача, отмечает член Общественной палаты Волгоградской области Леонид Семергей.

– У представительной – установить правила, по которым развивается общество, сформулировать их видение в нормативных актах, поручить исполнительной власти эти акты исполнять и проконтролировать это исполнение, – поясняет Семергей. – А вся функция по их исполнению, будь то транспорт, связь, питание, ремонт ЖКХ, вся хозяйственная начинка должна обеспечиваться администрацией Волгограда. И вмешательство властей в дела друг друга очень губительно для устойчивости любого общества, будь то город или страна. Сам по себе институт назначенного управленца не бесспорен и, к сожалению, во многом зависит от соотношения чисто внутренних качеств представителя той или иной ветви власти. Как мы понимаем, могут быть крайности. Например, очень сильный управленец, который «подминает» представительную власть, отдавая ей вторые роли. Такое уже было в истории Волгограда. Или доминирующая представительная, что тоже нередко случается. Но, я думаю, в нашем варианте баланс во взаимоотношениях будет найден.

– Очень многое в управлении городом будет зависеть от того, как сложатся взаимоотношения двух руководителей, – полагает политолог Андрей Серенко. – Вариант первый: Чунаков станет кем-то вроде первого зама главы Волгограда и каждый день будет приходить на планерку за новыми указаниями. Вариант второй: он станет самостоятельной фигурой в рамках отведенных ему полномочий по управлению городским хозяйством (и в этом случае полномочия Гусевой должны закончиться подписанием контракта с сити-менеджером).