В Волгограде обсудили облик современного парламентаризма

Несмотря на многолетнюю историю парламентаризм в Волгоградской области, по мнению экспертов, все еще на стадии становления. Как метко подметил один волгоградский ученый, сегодня региональный парламент выполняет функцию своеобразной рынды. Может шуметь, может призвать – горим, нужно спасать! Но реальных рычагов затушить этот пожар у парламента на сегодняшний день нет.

Опыт и перспективы парламентаризма Волгоградской области обсудили на партийной площадке «Единой России» с участием экспертов патриотической и либеральной платформ. Тема выбрана не случайно – в этом году Волгоградская областная дума отмечает 20-летие – дата, уже позволяющая проводить анализ выполненной работы и намечать пути движения дальше.

Да, за эти годы региональным парламентом была сформирована мощная законодательная база, позволившая сегодня без сбоя функционировать институтам государственной власти, создать прочный социальный фундамент и основу для формирования доходной части областной казны. Но сегодняшние депутаты решили пойти дальше и создать такой документ, который позволял бы обычным гражданам становиться инициаторами создания нового или внесения поправок в уже существующие законы. Инициатива сейчас прорабатывается в облдуме.

Поговорили и об отношениях с федеральными коллегами из Госдумы и Совета Федерации. Здесь депутатские мнения о прошедших 20 годах взаимодействия расходятся. Одни считают эту работу «четко выстроенной», другие напротив, заявляют, что похвастать-то особо и нечем.

– Инициативы мы направляем, но они на стадии обсуждения в комиссиях, комитетах чахнут, гаснут. И вся эта процедура очень забюрократизирована сейчас, – говорит депутат с десятилетним стажем Леонид Титов. – Мы вынуждены согласовывать наши инициативы по партийной линии сначала во фракции в Госдуме – там что-то отсекается, оставшееся – в правительстве. И фактически на выходе мы пока реально повлиять на принятие законов не можем. Но это не только тенденция, сложившаяся в отношениях облдумы и Госдумы. Очень мало инициатив поселенческих дум находят свою реализацию в областной. Здесь есть проблема некачественной подготовки документов или их волюнтаризм, не построенный на законе.

Но в «федеральные» двери волгоградские депутаты все же стучать не устают, регулярно направляя инициативы, пытаясь заручиться поддержкой коллег из Южно-Российской парламентской ассоциации.

Еще один важный и довольно проблемный участок работы – контрольные функции думы. Слаб пока, отмечают эксперты, этот контроль по отношению к исполнительной власти, над исполнением принятых законов. Депутаты пытаются повлиять на ситуацию традиционно с помощью изминения законодательной базы, но как она будет работать на деле, еще не известно.

Однако автор сравнения парламента с рындой, о котором говорилось в самом начале, доктор юридических наук, профессор Волгоградского госуниверситета Игорь Ростовщиков считает, что не надо хотеть от думы больше, чем она законодательно может дать. И существовать парламентаризму России при сильной президентской власти и исполнительной власти на местах довольно сложно и в какой-то мере парадоксально.

– Потому что парламентаризм предполагает не только законодательную деятельность, но также формирование правительства и отправку правительства в отставку. Таких полномочий у него пока нет, – говорит Ростовщиков. – Так что сейчас, наверное, надо говорить о становлении парламентаризма, его формировании. Может быть, уникальном для России.

По словам эксперта, парламентаризм предполагает определенный уровень социально-экономического благосостояния. Чем беднее население, тем менее эффективен парламентаризм.

Единственный путь к общественному доверию, по мнению участников обсуждения, дать представительным органам «работать широко и в полной мере». За все спросить у парламента нельзя, но раз люди спрашивают, значит, видят в нем орган, где это можно делать.