Волгоградская областная дума – 20 лет

Депутаты подводят итоги, отмечая успехи и обсуждая перспективы парламентской работы.

Дорогие друзья!

В 2013 году исполняется 20 лет со дня образования Волгоградской областной думы. За этот период парламент стал влиятельным органом власти, деятельность которого способствовала укреплению экономики и промышленности региона, политической и социальной стабильности современного общества. На всех этапах своей истории депутатский корпус не только обеспечивал правовую основу развития Волгоградской области, но и отражал интересы различных слоев населения, политических сил и общественных движений. Областная дума действительно стала местом конструктивных дискуссий, во время которых разрабатывались законы, нужные жителям области. Поэтому вполне естественно, что основной вектор работы народных избранников – социальная направленность принимаемых законов.

Особо хочу отметить тесное сотрудничество между исполнительной и законодательной властями региона, которое позволило проводить совместную взвешенную и продуктивную политику в решении проблем Волгоградской области. Принимая важные законодательные решения, дума неизменно демонстрировала высокий профессионализм, инициативу и ответственность перед избирателями. Уверен, что и впредь наше дальнейшее сотрудничество в интересах укрепления российской государственности, обеспечения стабильности и согласия в обществе, повышения качества законотворческой деятельности будет эффективным и плодотворным.

«Будем совершенствовать бюджетное законодательство»

Владимир Попов, председатель комитета по бюджету, налогам и финансовой политике, депутат первого, третьего и четвертого созывов:

«Первые бюджеты представляли собой десятка два страниц, а сегодня – это многотомные книги, с массой приложений, расшифровок, с очень жесткими критериями того, что из себя должна представлять каждая строка. Поэтому, конечно, первоначальная работа над бюджетом была очень творческая, живая, интересная. По многим статьям было несколько редакций, спорили, какой путь более правильный. Поэтому принятие закона о бюджете в середине девяностых и наши дни – как небо и земля. Сегодня очень многое регламентируется федеральным, областным законодательством, и это не плохо и, с одной стороны, проще. Потому что есть общефедеральный тренд: бюджет должен быть сформирован по программно-целевому методу. Так создан федеральный бюджет на 2014 год и наш, областной. Уже можно смотреть как депутатам, так и жителям, какая задача будет решена той или иной суммой, проще оценить то или другое решение. Раньше многие вещи принимались на уровне согласования, интуиции, и я думаю, что более ценился профессионализм людей, которые участвовали в этом процессе, было понимание того, на каком направлении может быть достигнут прогресс, куда приложить основные усилия. Сегодня, хотим мы этого или нет, приходится по очень многим темам дробить деньги, и эффект развития области, мне кажется, от этого замедляется. Но сосредоточить их очень сложно, потому что с каждым годом федерация все больше и больше перераспределяет объем собираемых налогов на свой уровень и пересматривает межбюджетные отношения. Здесь становится более важным взаимодействие депутатов областных и федеральных, чтобы защитить интересы той территории, от которой они представлены.

Я думаю, что те новации, которые появились в последние годы в бюджетном законодательстве, долгосрочны и перспективны. К примеру, это переход на нормативные межбюджетные отношения, то есть стоимость оплаты каждой услуги. Чем больше услуг оказывает муниципалитет, тем больше у него возможностей получить бюджетных средств. Я убежден, что отношения по такому же принципу надо строить между регионами и центром. И думаю, что эта задача нас как депутатов, совместно с депутатами Государственной Думы, эти прогрессивные веяния в бюджетном законодательстве ввести. Оно позволит заинтересовать регионы в развитии услуг, повышении их качества. А сегодня получается, что Волгоградская область по производству промышленной продукции на 22-24-м месте по стране, а по бюджетной обеспеченности на жителя – в восьмом десятке. Это несправедливо. Необходимо вместе с коллегами из Госдумы эту тенденцию менять, и тогда развитие области ускорится и будет больше не только федеральных вложений, но и частных инвестиций».

«Финансовое укрепление местных бюджетов – политический вектор участия региона в межбюджетных вопросах»

Леонид Титов, председатель комитета по организации государственной власти и местному самоуправлению, депутат третьего и четвертого созывов:

"В числе приоритетов – законодательная работа, направленная на совершенствование муниципальной реформы, на формирование стабильной и более совершенной законодательной базы по местному самоуправлению, четкое и оптимальное разграничение полномочий между уровнями публичной власти, приведению к сбалансированности количества местных полномочий и их финансовым обеспечением. Несмотря на всю сложность задачи, областная и местная власть работает над решением этой задачи. Ежегодно при принятии регионального бюджета мы наращиваем объем средств областного бюджета на решение вопросов местного значения. Это политический вектор участия региона в этом вопросе. Финансирование региональной программы развития территориального общественного самоуправления – еще одна мера поддержки муниципалитетов.

Законотворческая работа региональных парламентариев направлена на обеспечение доступа к защите своих прав в судах, помощи адвокатов нуждающихся в этом жителей области. Мы не можем говорить о построении правового государства, если треть населения региона лишена права получения юридической помощи. Прежде всего речь идет о малообеспеченных категориях граждан. Комитет инициировал, а областная дума приняла соответствующий закон о предоставлении бесплатной юридической помощи.

Депутатский корпус продолжает работу, направленную на создание оптимальных условий для работы мирового судейства. Речь идет об инициативах нашего регионального заксобрания, направленных в Государственную Думу. Депутаты настаивают на увеличении количества мировых судей в Волгоградском регионе. На сегодня их – 145 человек. Получено предварительное согласование на увеличение количества мировых судей на 5 человек. Это значит, что во всех муниципальных районах области будут работать два и более мировых судей, что, безусловно, положительно скажется на качестве и доступности правосудия в регионе, снизит колоссальную нагрузку на судей и позволит не терять темпов в работе мирового судейства".

Промышленность региона: акцент на точках роста

Анатолий Бакулин, депутат Волгоградской областной думы второго ротационного, третьего и четвертого созывов:

«Начало деятельности думы пришлось на непростое для нашей промышленности время. Многие заводы не смогли перейти на рыночные отношения, подстроиться к жестким условиям. Отдаю должное депутатам Волгоградской областной думы первых созывов, которые приложили много усилий, чтобы «запустить» новую экономику региона. Они понимали: сначала стоится завод – а следом идет развитие социальной сферы. И это было правильно! Мощный сплав директоров и ученых – Петр Некрытый, Олег Болотин, Алексей Алешин, Павел Чумаков и другие известные всей области имена – позволил заработать действительно нужным в то время законам. К примеру «О порядке создания зон экономического развития на территории Волгоградской области», принятый думой первого созыва. В то время это был «спасательный круг» для наших предприятий, который помог снять наиболее острые проблемы. И сегодня снова настало время обратить самое пристальное внимание развитию и росту реального сектора экономики. Кризис, начавшийся в 2008 году, к сожалению, не закончился. Сейчас как никогда необходимо создавать точки роста. Есть необходимость разработать отдельное законодательство для стимулирования экспорта. Знаю, волгоградцы умеют создавать продукцию, не уступающую зарубежным аналогам! Считаю, что у страны нет будущего, если будем забывать о нашей главной ценности – человеке труда, которому под силу быстро и качественно воплотить в жизнь любую идею. Принимая экономические законы, мы прежде всего должны заботиться о людях».

Чтобы обеспечить пополнение региональной казны, депутаты разработали ряд законопроектов, направленных на поддержку и развитие промышленных предприятий области. Первым из них стал документ, регламентирующий отношения между государством и бизнесом. Речь идет о госудасрственно-частном партнерстве, без которого невозможно серьезное развитие территории. Еще одно направление, под которое подведена правовая основа – сотрудничество региональной промышленности с региональной наукой. Разработано принципиально новое положение о распределении областных грантов за лучшие работы в области науки и техники. Третье направление в региональном правовом поле, позволяющее обеспечить развитие реального сектора экономики, – законодательство, выстраивающее отношения с инвесторами. Это законы «О залоговом фонде Волгоградской области», «О развитии промышленности на территории Волгоградской области»

Илья Кошкарев, председатель комитета по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту, депутат четвертого созыва:

"Поддержка и развитие экономики региона, промышленного сектора в приоритетах работы нашего комитета. Приняты областной закон «О развитии промышленности на территории Волгоградской области» – очень знаковый. Промышленность – главная отрасль национальной экономики, которая дает 61% доходов в бюджет Волгоградской области. В рамках действующей целевой программы предложено направить 50 млн рублей на повышение конкурентоспособности предприятий, в первую очередь проводящих модернизацию производства. Данным законом мы повышаем эффективность отдачи промышленных предприятий и увеличиваем субсидии на модернизацию производств».

«Депутаты готовы работать на стороне добросовестных предпринимателей»

Не остаются без внимания депутатов и вопросы поддержки малого бизнеса. В бюджете 2014 года Волгоградская областная дума вместе с правительством области заложили на эти цели более 70 млн рублей. Они будут направлены на создание новых предприятий.

Андрей Химичев, председатель комитета по предпринимательству, малому и среднему бизнесу, депутат четвертого созыва:

«Необходимо выработать совместные действия законодательной и исполнительной ветвей власти, предпринимательского сообщества по наиболее значимым моментам, связанным с развитием малого и среднего бизнеса в регионе. Одной из таких актуальных тем стал вопрос об изменении порядка расчета за аренду помещений на территории города Волгограда, вступивший в силу с 1 апреля 2013 года и предусматривающий расчет размера арендной платы за пользование муниципальным недвижимым имуществом на основании оценки его рыночной стоимости. По словам ряда руководителей коммерческих структур, это нововведение оказалось невыгодным отдельной части предпринимателей. У них в разы увеличилась арендная плата, несмотря на то что значительные средства были вложены ими в ремонт арендуемых муниципальных помещений, как правило, находившихся в крайне неудовлетворительном состоянии. За помощью в этих вопросах они обратились в наш комитет, и мы обещали разобраться в ситуации, чтобы, с одной стороны, не пострадал бюджет Волгограда, а с другой – бизнес. Я готов работать на стороне добросовестных предпринимателей. Необходимы эффективные законодательные инициативы для создания условий беспрепятственного осуществления бизнеса. А для этого требуются совместные действия депутатского корпуса, администрации Волгограда и предпринимательского сообщества. Думаю, что диалог предпринимателей с депутатами своих округов с целью доведения до сведения всех городских парламентариев наиболее актуальных проблем предпринимательства позволит депутатскому корпусу владеть ситуацией и проявлять солидарность в решении вопросов, связанных с успешным развитием бизнеса в городе Волгограде».

Здравоохранение: удалось решить ряд наболевших проблемы

Мониторинг и законодательное регулирование ситуации в здравоохранении – еще одна задача, которая находится под контролем областных парламентариев.

Наталья Латышевская, председатель комитета областной думы по здравоохранению, физической культуре и молодежной политике, депутат третьего, четвертого созывов:

«У нас по-прежнему остаются острыми многие проблемы регионального значения, но по некоторым из них удалось уменьшить напряженность. Это, конечно, в первую очередь – обеспечение региональных льготников лекарствами. Да, сегодня мы слышим много жалоб, но люди забыли, что еще несколько лет назад такой строчки в бюджете не было вообще. У нас не было даже законов и не было такого понятия как «региональный льготник», только федеральный. А проблема-то в чем была. Имея серьезное заболевание, которое требует лекарств в большом объеме, человек все же не является инвалидом. Получалось, что люди с сахарным диабетом не могли получать лекарства по федеральным показаниям. И мы, работая в третьем созыве, сначала добились, чтобы эта строка появилась в бюджете, а потом стали ее наполнять. Другое дело, что наполнение это было недостаточным – 200 млн рублей, а реальная потребность в средствах, если говорить о региональных льготниках, – более 700 млн рублей. И вот впервые в силу обострения ситуации и в силу отношения губернатора и депутатов к этой проблеме, принимая бюджет 2014 года, мы заложили средства полным рублем. Я надеюсь, что в дальнейшем эта строка будет финансироваться как полагается.

Есть и маленькие победы, но у меня как у депутата радости от этого не меньше. И для тех людей, которых они касаются, – это решение жизненно важной проблемы. В Волгограде будет создан Центр восстановительной медицины и медицинской реабилитации для детишек-инвалидов. К нашему стыду, мы были одним из тех регионов, в котором такого учреждения не было. Но теперь мы будем иметь такой Центр, которого нет ни в одном из ближайших регионов –очень красивый, функциональный, где все сделано для того, чтобы детки-инвалиды стали полноправными членами нашего общества. Первую очередь планируется открыть уже в 2014 году на 40 коек, дневной стационар. А к 2015 году он заработает полностью. В области будет создан и Центр адаптированного спорта для инвалидов. До сих пор, показывая блистательные результаты на российских и мировых соревнованиях, они не имели нормальных условий для тренировок. Теперь эта проблема решается. Нас услышала исполнительная власть. Важно находить с ней общий язык. Ругать ее очень легко, но надо уметь убедить, договориться, чтобы вместе решить проблему».

АПК: волгоградский фермер без поддержки не останется

Сельское хозяйство Волгоградского региона – главная точка роста. Независимо от того, кто стоял у руля области, этому направлению всегда оказывалась максимальная помощь. И оно сторицей платило за все эти вливания. Рекордным за последние 30 лет стал 2008 год, когда селяне собрали 5 млн тонн зерна. В 2013 году волгоградские фермеры также показали неплохой результат, намолотив более 3 млн тонн урожая зерна, порядка 764 тысяч тонн семян подсолнечника, около 300 тысяч тонн кукурузы.

Анатолий Якунин, председатель комитета по аграрной политике и природным ресурсам, депутат четвертого созыва:

«Поддержка регионального сельхозпроизводителя во все времена оставалась одной из главных задач депутатского корпуса. В экономике России доля сельского хозяйства Волгоградской области составляет 2,6%, что является высшим показателем в сравнении с другими отраслями экономики региона. Хорошая законодательная база была разработана нашими предшественниками, немало удалось сделать и думе последнего созыва. К наиболее значимым законам, над которыми работал комитет, я бы отнес закон "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Волгоградской области". Мы считаем необходимым возродить мониторинг плодородия волгоградских земель. Внесли изменения в закон Волгоградской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области», которыми уточнили порядок принудительного изъятия в судебном порядке земельных участков сельхозназначения, если они не используются или используются не в этих целях. Кроме того, я и мои коллеги предложили внести изменения в федеральный закон «Об энергообеспечении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и освободить сельхозтоваропроизводителей от проведения работ по обязательному энергетическому обследованию. Считаем, что значительные платежи за энергоаудит и призрачные возможности экономии по итогам его проведения не приведут предприятие к положительному экономическому эффекту. Не остались без нашего внимания проблемы АЧС, вступления России в ВТО, работы технического регламента "О безопасности пищевой продукции». Наращивая законодательную базу, мы старались сохранить наши водные, лесные, биологические ресурсы, уникальные природные зоны. Во времена суровых климатических испытаний для наших фермеров мы предпринимали все возможные меры, чтобы компенсировать им потери урожая. Да, далеко не все проблемы нам удалось устранить. Но тесная связь с тружеником села дает нам стимул для дальнейшей работы и вселяет уверенность, что непреодолимых трудностей нет».

ЖКХ: «Все принимаемые законы стараемся направить на пользу людям»

Особое внимание законодателей – вопросам ЖКХ. По инициативе комитета по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу было проведено депутатское расследование качества работы управляющих компаний, обслуживающих жилой фонд Волгограда. По итогам этого расследования началась работа над формированием пакета изменений для внесения в Постановление Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также подготовили законодательную инициативу в Государственную Думу РФ о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ по совершенствованию порядка внесения платы за коммунальные услуги, предусматривающего прямой порядок расчета граждан с ресурсоснабжающими организациями за потребленные коммунальные ресурсы. А на месте обязали органы исполнительной власти разработать порядок внедрения таких расчетов на территории области. Кроме того, на региональном уровне парламентарии приняли закон «О муниципальном жилищном контроле». Муниципалитеты получили административные рычаги в части контроля не только за содержанием жилых помещений, но и за работой управляющих компаний. Региональные законодатели также обязали местные власти произвести сплошную инвентаризацию многоквартирных домов с оформлением технических паспортов. А по итогам провести регистрацию общего имущества каждого многоквартирного дома.

Владимир Кабанов, председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу, депутат четвертого созыва:

«Все нормативно-правовые акты, принимаемые в сфере ЖКХ, мы стараемся направить на пользу людям. Сегодня наша главная задача – поработать над законом «Об организации проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области». Мы постараемся сделать так, чтобы как можно меньше влезть в карман каждого нашего жителя, потому что понимаем – они были обмануты уже много раз. Наш комитет будет готовить документ, чтобы именно депутаты определяли сумму, которую будут платить люди за ремонт каждого квадратного метра».

По количеству и качеству социальных законов – Волгоградская область один из лидеров в ЮФО

Социальная сфера Волгоградской области – единственная отрасль региона, которая не страдает даже в условиях самого сложного бюджета. Несмотря на разные взгляды депутатов, если вопрос стоит о поддержке конкретного человека, областная дума – едина. Сегодня в Волгоградской области существует примерно 300 законов социальной направленности. 114 категорий граждан получают более 90 видов мер социальной поддержки.

Владимир Овчинцев, заместитель председателя Волгоградской областной думы, депутат третьего и четвертого созывов:

«Я всегда говорил: не взирая на цвет флагов, там, где речь идет о социальной поддержке населения – депутаты объединяются. Бюджет последних двух созывов – социально ориентированный бюджет. По количеству социальных законов, по их качеству сегодня мы одни из лидеров в ЮФО. Работа этому предшествовала непростая. Были проблемы, особенно в первые годы работы, но потом депутаты нашли общий язык, и когда принимались эти законы, уже не было споров о том, чьи они – мои или твои. Речь шла об одном: как поддержать людей, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, детей, инвалидов. Льготников у нас много – 1 млн 100 тысяч, из них больше половины – льготники региональные. Одних только ветеранов труда Волгоградской области 175 тысяч. Но с уверенностью скажу – в бюджете 2014 года социальный блок представлен очень достойно. Все, что мы приняли, уверены, будет работать. Спрашиваем за каждый закон, следим за своевременной индексацией, на которую необходимо порядка миллиарда рублей в год. Но и продолжаем прирастать социальными законами.

Впервые за последние годы региональная власть заговорила о Социальном кодексе, который для Волгоградской области не прихоть, а необходимость. Сегодня такой Кодекс приняли многие регионы. Это единый реестр тех, кому надо ориентированно помогать, это идеология социальных выплат, где каждая сумма должна четко подкрепляться федеральными и региональными нормативами. Благодаря кодексу все выплаты мы приведем к единому стандарту, разработаем единый подход».