От станции до станции – чек или квитанция

Как волгоградские таксисты нарушают законы и наши права

Промозглой осенью резко увеличивается количество вызовов такси. Подчас волгоградцы готовы вынуть последние 200 рублей из кошелька, лишь бы не коченеть на продуваемой всеми ветрами остановке. Кто домчит нас домой и как сделать, чтобы поездка действительно была безопасной, выясняла «Волгоградская правда».

Номер заказа – прежде всего

Вместе с общественным контролером региональной Ассоциации по защите прав потребителей Анастасией Алистратовой сначала пытаемся вызвать машину одной из известных сетевых компаний. У громкого бренда, вероятно, и качество услуг на высоте – хотим за умеренную плату добраться с улицы Советской до Ворошиловского торгового центра. Дата эксперимента – 12 октября, 10.10 утра. Принимает заказ диспетчер Алина. Откуда забрать, куда довезти – полминуты разговора, и диспетчер бросает трубку.

– Это уже серьезный недостаток обслуживания, – поясняет общественный контролер. – Диспетчер была обязана сообщить номер нашего заказа. Он отмечается в журнале регистрации. В этом же журнале фиксируется время подачи такси, названное пассажиром при заказе. В дальнейшем, если дело дойдет до суда или контролирующих инстанций, можно будет потребовать выписку с указанными важными данными.

Сами перезваниваем еще раз – и уже другой диспетчер сообщает нам марку машины. Белый Renault Logan и его номер – это еще далеко не вся информация, которую мы должны были получить (см. справку).

А вот и наш экипаж. С января текущего года вступили в силу изменения в Правилах дорожного движения, согласно которым автомобиль, используемый в качестве легкового такси, должен быть оборудован таксометром, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, а на крыше – опознавательный фонарь оранжевого цвета.

В нашем случае опознавательный знак – лишь номер машины, указанный диспетчером. Садимся в машину и гадаем теперь, кто нас везет. Шофер представляется просто: «Алексей». В салоне нет ни информации о наименовании фрахтовщика, ни визитной карточки с фотографией водителя. Нет даже листочка с условиями оплаты за пользование такси или контактов органа, обеспечивающего контроль за перевозками пассажиров и багажа.

Исключить кабалу для «водилы»

Между тем Алексей готов к откровенному разговору.

– Вам чек или квитанция нужны? – удивленно произносит таксист. – Так сразу бы и сказали диспетчеру. Я бы тогда не брал ваш заказ. Работаю в фирме по устной договоренности. Ребенок очень тяжело болен, вот и таксую, чтобы семью прокормить.

Как признается Алексей, в их фирме таких работяг большинство. А на заказы для «клиентов с чеками» диспетчеры отправляют тех, с кем официально заключен договор. Обычно это индивидуальные предприниматели, которые, по сути, становятся субподрядчиками и отдают с каждой поездки мзду от 7 до 13?% за заказ. Свой машинный парк волгоградские таксомоторные компании, за редким исключением, предпочитают не содержать: конкуренция большая, поэтому приходится на всем экономить, чтобы предложить лучшую цену.

Действительно, стоимость поездки невысока – всего 81 рубль. Алексей вынужден заполнить акт общественного контроля – борцы за права потребителей не штрафуют «водил», главная цель – напомнить им обо всех нюансах пассажирских перевозок. И еще: важно обратить внимание правоохранительных и контролирующих органов на кабальные условия работы водителей и нарушение трудовых прав в ряде таксомоторных фирм.

Проблема давняя, машина – пыльная

Но, быть может, повезет с индивидуальным перевозчиком? Завидев знакомые шашечки возле Ворошиловского рынка, снова фрахтуем такси. Водитель представляется: индивидуальный предприниматель Борис Николаевич Гребенников. Он даже с легкостью представляет разрешительные документы на перевозку и свидетельство о регистрации его в качестве предпринимателя.

В салоне у Бориса Николаевича, мягко скажем, пыльно и грязно. Дышим пылью до торгового центра «Пирамида» за 150 рублей – у самостоятельных извозчиков, которые не работают под крылом таксомоторных фирм, расценки выше. Но зато ИП Гребенников обещает предоставить чек! На деле документ оказывается видавшей виды помятой бумажкой со следами ботинок и пролитого кофе. Однако печать еще видна – «ИП Гришин». Господин Гребенников невозмутимо заполняет третий чек и вместо даты «12 октября» пишет «2 октября».

– Волнуюсь, – признается он, – не так часто наши граждане просят квитанции или чеки. Почему печать Гришина? Это мой знакомый. Он мне и дал такие чеки, ими пользуюсь.

– Это вопиющие нарушения, – комментирует Анастасия Алистратова, – однако они не редкость в Волгограде. Наша общественная организация поддержала инициативу губернатора, который начал наводить порядок в сфере пассажирских транспортных перевозок. Поэтому такие рейды общественного контроля будем проводить и впредь.

Регулярные проверки проводит и ГИБДД. К примеру, в сентябре в Волгограде стартовала масштабная акция «Нелегальное такси». Однако, как отмечает руководитель межрегиональной общественной организации «Движение автомобилистов» Армен Оганесян, одними рейдами застарелую проблему с некачественной работой таксомоторных фирм не решить.

– Общественный контроль – это крайне важно, – акцентирует Оганесян, – однако к этой работе должны в полной мере подключиться городские власти. Общественники не получают доходов от своей деятельности, но активно работают. А профильные структуры, напротив, имеют солидную зарплату, но пока автомобилисты не заметили их системной работы по наведению порядка на рынке предоставления услуг такси.

Эксперт отмечает – основа проблем была заложена в 90?е годы, когда после приватизации таксомоторных парков исчезло само понятие организованных услуг такси. Времени с начала эры частных перевозок прошло достаточно – пора наводить порядок.

Справка «ВП»

По прибытии автомобиля к месту его подачи перевозчик обязан сообщить потребителю:

• Точное место, где находится такси.

• Государственный регистрационный знак.

• Марку и цвет кузова автомобиля.

• Фамилию, имя, отчество водителя и фактическое время подачи транспорта.

Все это необходимо для подачи претензий в случае получения некачественной услуги